Ремонт насоса водоснабжения и отопления производится по следующим технологиям с использованием ...
ПодробнееРемонт насоса водоснабжения и отопления производится по следующим технологиям с использованием ...
ПодробнееРемонт насоса водоснабжения и отопления производится по следующим технологиям с использованием ...
ПодробнееРемонт насоса водоснабжения и отопления производится по следующим технологиям с использованием ...
ПодробнееСодержание статьи:
Министерство транспортного строительства
ГОСУДАРСТВЕННЫЙВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
(СОЮЗДОРНИИ)
МЕТОДИЧЕСКИЕРЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ СОСТАВЛЕННЫХ ВЯЖУЩИХ
В ПОКРЫТИЯХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
ОдобреныМинавтошосдором
Латвийской ССР
Москва 1980
МЕТОДИЧЕСКИЕРЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ СОСТАВЛЕННЫХ ВЯЖУЩИХ В ПОКРЫТИЯХ АВТОМОБИЛЬНЫХДОРОГ. Союздорнии. М., 1980.
Предлагаетсяиспользовать так называемые составленные вяжущие, основой которых являютсянефтяные битумы и гудроны, а в качестве дополнительных компонентов используютсяпобочные продукты переработки древесины — сухоперегонные древесные смолы,всплывные смоляные масла и древесные пеки; целлюлозы — талловые пеки и горючихсланцев — сланцевые битумы.
Приводитсякраткая характеристика дополнительных компонентов составленных вяжущих. Даютсярекомендации по назначению содержания компонентов в составленных вяжущих.Указываются область применения и требования к составленным вяжущим, а также кисходным материалам и асфальтобетонным смесям.
Излагаютсявопросы приготовления составленных вяжущих и их применения при устройстведорожных покрытий и оснований. Даются рекомендации по технике безопасности приработе с составленными вяжущими.
Табл.8.
Предисловие
Пристроительстве дорожных покрытий и оснований в связи с дефицитом нефтяныхвяжущих, в частности вязкого нефтяного битума, предлагается использоватьсоставленные вяжущие на основе нефтяного битума или гудрона с использованиемсухоперегонных древесных смол, всплывных смоляных масел, древесного и талловогопека и сланцевого битума.
В«Методических рекомендациях по применению составленных вяжущих в покрытииавтомобильных дорог» изложены вопросы применения указанных местных материалов вкачестве поверхностно-активных добавок, а также компонентов составленноговяжущего.
Настоящие«Методические рекомендации» разработаны на основе исследований, проведенныхЛенинградским филиалом Союздорнии при участии Лесотехнической академии им. С.М. Кирова и лаборатории лигнина Всесоюзного научно-производственногообъединения «Бумпром».
«Методическиерекомендации» составили кандидаты технических наук В. А. Захаров, А. П.Архипова, И. В. Филиппов (Ленинградский филиал Союздорнии).
1.Общие положения
1.1. В результате проведенных исследованийрекомендуется использовать в дорожном строительстве такие местные материалы,как всплывные смоляные масла, сухоперегонные древесные смолы, древесный италловый пеки, вязкий сланцевый битум, в качестве компонентов составленноговяжущего, основой которого является нефтяной битум или нефтяной гудрон.
1.2. Технико-экономическая целесообразностьи эффективность использования составленных вяжущих обусловлена прежде всегодефицитом нефтяных вяжущих. Использование составленных вяжущих позволяетувеличить общий объем вяжущих для дорожного строительства. В ряде случаевсоставленное вяжущее получается более высокого качества по сравнению снефтяными вяжущими. Асфальтобетон на таком вяжущем обладает лучшейуплотняемостью, меньшей битумоемкостью и улучшенными показателямифизико-механических свойств. Такие материалы, как древесный и талловый пеки,вязкий сланцевый битум, позволяют получить на основе нефтяного гудрона, минуястадию его окисления, составленное вяжущее, обеспечивающее асфальтобетонупоказатели свойств, предусмотренные стандартом для теплого и даже для горячегоасфальтобетона. И, наконец, некоторые компоненты составленного вяжущего дешевлевязкого нефтяного битума, что обеспечивает стоимость составленного вяжущего, непревышающую стоимость нефтяного битума.
1.3. В тех случаях, когда по условиямстроительства требуется применение маловязких битумов марок БНД 130/200, БНД200/300, они могут быть приготовлены из более вязкого дорожного битума сдобавлением к нему 30 — 50 % неокисленного нефтяного гудрона, причем стоимостьтакого составленного вяжущего будет на 15 — 20 % ниже стоимости дорожногобитума, выпускаемого промышленностью.
1.4. Составленные вяжущие можнорекомендовать для широкого применения при различных способах устройствадорожных покрытий и оснований.
1.5. При строительстве асфальтобетонных идругих видов покрытий и оснований с использованием составленных вяжущих следуетруководствоваться ГОСТ 9128-76 «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные иасфальтобетон. Технические условия», «Руководством по строительству дорожных асфальтобетонныхпокрытий» (М., «Транспорт», 1978) и «Инструкцией по устройству покрытий иоснований из щебеночных, гравийных и песчаных материалов, обработанныхорганическими вяжущими» ВСН 123-77(Минтрансстрой. М., 1978).
Настоящие«Методические рекомендации» дополняют перечисленные документы в вопросахиспользования составленных вяжущих.
2.Краткая характеристика компонентов составленных вяжущих и их назначение
2.1. Сухоперегонная древесная смола -маслянистая жидкость темно-коричневого цвета. Ее получают на лесохимическихкомбинатах в результате пиролиза древесины преимущественно лиственных пород, втом числе древесных отходов и коры. Комбинатами вырабатываются три вида смол:отстойная (ОСТ 81-55-72), обезвоженная и кондиционная (ТУ 81-05-36-73).Отстойная смола наиболее жидкая, имеет вязкость по стандартному вискозиметру С порядка 10 с. Она содержит 7 — 15 % воды, 3 — 5 %низкомолекулярных кислот (типа уксусной) и легколетучие масла. Кондиционнаясмола имеет наибольшую вязкость — порядка 40 с; не содержит фракций, выкипающихдо 125 °С. Обезвоженная смола по вязкости занимает промежуточное положение исодержит 3 — 5 % воды.
Всухоперегонных древесных смолах содержится от 40 до 70 % поверхностно-активныхвеществ анионного типа, в том числе 20 — 40 % высокомолекулярных жирных исмоляных кислот, 4 — 15 % карбоновых кислот, 7 — 30 % фенолов и 18 — 40 %нейтральных веществ.
2.2. Всплывные смоляные масла образуются приотстаивании древесных сухоперегонных смол на смолоперерабатывающих комбинатах.От смол они отличаются меньшей вязкостью (порядка 4 — 5 с), меньшим содержаниемвысокомолекулярных кислот и увеличенным (до 50 %) — нейтральных веществ.
2.3. Древесный пек (ОСТ 81-37-72) -остаточный продукт перегонки древесных смол на лесохимических заводах. В егосостав входят высокомолекулярные компоненты — смоляные, жирные кислоты, карбоидыи другие вещества. При нормальной температуре это твердое вещество стемпературой плавления 40 — ºС.
2.4. Талловый (сульфатный) пек (ТУ ОП81-05-84-79) — побочный продукт сульфатно-целлюлозной промышленности,получается как остаток при ректификации таллового масла. При нормальнойтемпературе это твердый или пластичный материал темно-коричневого цвета. Еготемпература размягчения по КиШ 25 — 45 ºС. Кислотное число 30 — 45 мг/г,число омыления 80 — мг/г. Талловый пек нерастворим в воде, стоек противдействия кислот, растворов солей, омыляется щелочью, хорошо растворяется вароматических углеводородах и других органических растворителях, хорошосмешивается с нефтяным битумом и гудроном.
2.5. Сланцевые битумы получают припереработке природных горючих сланцев путем окисления сланцевого масла. Как инефтяные, сланцевые битумы разделяются на жидкие и вязкие. Вязкие сланцевыебитумы отличаются от вязких нефтяных битумов несколько увеличенным содержаниемвысокомолекулярных компонентов (асфальтенов) и значительно меньшим содержаниемнизкомолекулярных компонентов (масел). Кроме того, в вязких сланцевых битумахсодержится значительное количество (до 15 %) соединений фенольного типа. Вязкиесланцевые битумы обладают неустойчивой структурой, свойства их быстро меняютсяза счет процессов окисления, полимеризации, потери легких фракций, вследствиечего в качестве самостоятельного вяжущего они непригодны для строительствадорожных покрытий.
2.6. Нефтяной гудрон (ТУ 38-101582-75)является остаточным продуктом переработки нефти и служит сырьем дляпроизводства нефтяных битумов. Вязкость гудронов, как правило, такая же, как ижидких нефтяных битумов. При переработке тяжелых смолистых нефтей могут бытьполучены более вязкие гудроны. По групповому химическому составу гудроныотличаются от битумов и характеризуются значительным содержанием смол и масел,определяющих структуру и свойства гудронов. Отсутствие или незначительноесодержание в гудронах легколетучих компонентов и высокое содержаниесмолисто-масляных фракций обеспечивает гудронам высокую стабильность ихсвойств. Стабильность свойств гудронов выше, чем это предусмотрено нормами дажедля медленногустеющих жидких битумов.
2.7. Основное назначение перечисленныхматериалов заключается в использовании их в качестве компонентов составленноговяжущего в целях замены части дефицитного нефтяного вяжущего, а в ряде случаев- и полной замены вязкого нефтяного битума. Кроме того, продукты переработкидревесины — сухоперегонная древесная смола, всплывные смоляные масла, древесныйи талловый пеки, богатые поверхностно-активными веществами, могут бытьиспользованы для улучшения сцепления битума и гудрона с поверхностью каменныхматериалов, а широкий диапазон вязкости этих материалов позволяет использоватьих в качестве пластификаторов и разжижителей в тех случаях, когда по условиямстроительства предусмотрено применение маловязких битумов.
Высокаястабильность свойств нефтяного гудрона позволяет компенсировать недостаточнуюстабильность свойств вязкого сланцевого битума и на основе объединения этихматериалов в определенном соотношении получать высококачественное вяжущее длядорожного строительства. Добавка древесного или талловогопека к нефтяному гудрону существенно улучшает свойства последнего и позволяет,минуя стадию окисления, использовать составленное вяжущее для приготовлениятеплого асфальтобетона, в то время как гудрон без добавки пеков не обеспечиваеттребуемых показателей свойств теплого асфальтобетона.
2.8. Назначение, вид и содержание компонентасоставленного вяжущего, добавляемого к нефтяному вяжущему, приведены в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Вид компонента составленного вяжущего | Содержание компонентов в общей массесоставленного вяжущего, % | Назначение компонента составленноговяжущего |
Сухоперегонныедревесные смолы, всплывные смоляные масла, древесный пек, талловый пек | Не более 20 | Введение внефтяной битум или гудрон в целях экономии нефтяного вяжущего |
То же | 5 — 10 | Улучшениесцепления битума или гудрона с поверхностью каменных материалов |
Сухоперегонныедревесные смолы, всплывные смоляные масла, талловый пек | Не более 20 | Пластификациявязкого нефтяного битума в целях получения требуемой марки |
Нефтянойгудрон | Не ограничено | То же |
Сухоперегонныедревесные смолы, всплывные смоляные масла | Не более 20 | Разжижениенефтяного гудрона в целях получения медленно-густеющего жидкого битуматребуемой марки |
Древесныйпек, талловый пек | 10 — 15 | Увеличениевязкости нефтяного гудрона в целях использования его без окисления |
Вязкийсланцевый битум | Не более 50 | То же |
3. Область применениясоставленных вяжущих
3.1. Составленные вяжущие могут бытьиспользованы при устройстве покрытий и оснований на автомобильных дорогах всехкатегорий во всех дорожно-климатических зонах. Исключается только применение вяжущегоиз вязкого сланцевого битума и нефтяного гудрона в покрытиях в V дорожно-климатической зоне.
3.2. Составленные вяжущие применяют приустройстве покрытий и оснований:
поспособу смешения на дороге;
поспособу пропитки;
изчерного фракционированного щебня;
изгорячего и теплого асфальтобетонов;
защитныхслоев и покрытий по способу одиночной, двойной и тройной поверхностнойобработки.
3.3. Пригодность различных видовсоставленных вяжущих для устройства покрытий и оснований тем или иным способомопределяется вязкостью составленного вяжущего, которая должна соответствоватьтребованиям действующих нормативных документов. Вязкость составленного вяжущегозависит от вязкости исходных компонентов и их соотношения (см. табл. 2.1).
3.4. В IV дорожно-климатической зоне покрытия изасфальтобетонных смесей и из черного щебня на основе вяжущего из нефтяногогудрона и вязкого сланцевого битума сразу после окончания строительства должныбыть закрыты защитным слоем по способу поверхностной обработки.
3.5. Не допускается применять составленныевяжущие для устройства верхних и нижних слоев покрытий внутризаводских дорог иучастков дорог, проходящих в пределах населенных пунктов, за исключениемвяжущего, состоящего из нефтяных компонентов — битума и гудрона. Полностьюисключается применение этих вяжущих на сельскохозяйственных объектах.
4. Требования к исходнымматериалам и составленным вяжущим
4.1. Сухоперегонные древесные смолы ивсплывные смоляные масла должны удовлетворять требованиям по вязкости Си по содержанию воды, приведенным в табл. 4.1.К древесному пеку особых требований не предъявляется. Свойства составленныхвяжущих с этими материалами должны соответствовать требованиям стандартаприменительно к той марке вязкого битума или медленногустеющего жидкого битума,с которой идентична вязкость составленного вяжущего (глубина проникания иглыпри 25 ºС, или С).
Таблица 4.1
Наименование показателей | Сухоперегонная древесная смола | Всплывные смоляные масла | Методы испытаний по ГОСТ | ||
отстойная | обезвоженная | кондиционная | |||
Содержаниеводы, % массы, не более | 15 | 5 | 3 | 10 | ГОСТ 2477-65 |
Вязкость приС, с, не менее | 10 | 15 | 30 | 4 | ГОСТ 11503-74 |
4.2. К талловому пеку предъявляютсятребования только по вязкости в зависимости от его назначения. Талловый пек,предназначенный для увеличения вязкости и улучшения свойств нефтяного гудрона сцелью получить вяжущее для теплого асфальтобетона, должен иметь температуруразмягчения не менее 40 °С. Талловый пек, используемый для замены частинефтяного битума или гудрона, должен иметь температуру размягчения не менее 25°С.
Вязкостьталлового пека, используемого для улучшения сцепления нефтяного вяжущего споверхностью каменных материалов, а также в качестве пластификатора, неограничивается.
4.3. Для приготовления асфальтобетона вцелях достижения наибольшего технико-экономического эффекта необходимоминимальное содержание таллового пека в составленном вяжущем. Это обусловленотем, что добавка таллового пека к нефтяному вяжущему способствует улучшениюуплотняемости асфальтобетона, что в конечном итоге приводит к общему снижениюсодержания вяжущего в составе асфальтобетона. Поэтому при наличии ограниченногоколичества таллового пека его целесообразно использовать для получениямаксимально возможного объема асфальтобетонной смеси с добавкой таллового пека.
4.4. Составленное вяжущее из таллового пекаи вязкого нефтяного битума по всем показателям свойств должно соответствоватьтребованиям ГОСТ 22245-76 «Битумы нефтяные дорожные вязкие. Техническиеусловия» применительно к той марке битума, в пределах которой находитсяпоказатель глубины проникания составленного вяжущего. При объединении талловогопека с нефтяным гудроном предъявляются требования только к исходнымкомпонентам. Пригодность данного вяжущего для приготовления теплогоасфальтобетона устанавливается по показателям свойств образцов такогоасфальтобетона.
4.5. Вязкие сланцевые битумы, используемыедля приготовления составленного вяжущего, должны иметь показатель глубины прониканияиглы в пределах — 300. Объединяются вязкие слайдовые битумы только снефтяными гудронами.
4.6. Содержание вязкого сланцевого битума всоставленном вяжущем зависит от вязкости смешиваемых компонентов, назначениясоставленного вяжущего и не должно превышать 50 % массы. Причем в вяжущем,предназначенном для устройства асфальтобетонных покрытий, его содержание должнобыть в пределах 30 — 50 % массы вяжущего, а в вяжущем, предназначенном дляустройства оснований и для других видов работ, — меньше 30 %. Во всех случаяхсодержание вязкого сланцевого битума в составленном вяжущем не должно превышать50 % массы.
4.7. Составленные вяжущие из вязкогосланцевого битума и нефтяного гудрона в зависимости от свойств исходныхкомпонентов и их соотношения должны соответствовать требованиям, приведенным втабл. 4.2.
4.8. Для приготовления составленных вяжущихдолжны применяться только высококачественные нефтяные гудроны, получаемые впроцессе прямой перегонки нефти. Гудроны, получаемые при других способахпереработки нефти, а также содержащие примеси получаемых при этом продуктов,для приготовления составленного вяжущего не пригодны. Внешними признакаминизкокачественного гудрона являются коричневатый или зеленовато-коричневатыйцвет и резкий неприятный запах. Низкокачественные гудроны не выдерживаютиспытания на однородность.
4.9. Гудроны, предназначенные дляприготовления составленных вяжущих, должны соответствовать требованиям,приведенным в табл. 4.3.У гудронов, предназначенных для смешивания с вязкими сланцевыми битумами,ограничивается также и верхний предел вязкости при 60 °С, который должен бытьне более 300 с.
Таблица 4.2
Наименование показателей свойств вяжущих | Значение показателей вяжущих сглубиной проникания иглы при 28 °С исходного сланцевого битума (по ГОСТ1501-73) | Методы испытаний по ГОСТ | ||
— 200 | 200 — 300 | — 300 | ||
Содержаниесланцевого битума в составленном вяжущем | 30 — 40 | 40 — 50 | Менее 40 | — |
Глубинапроникания иглы при 25 °С составленного вяжущего | 250 — 500 | 250 — 500 | Более 500*) | ГОСТ 11501-73 |
Растяжимостьпри 25 °С, см, не менее | 80 | 60 | — | ГОСТ 11505-75 |
Температураразмягчения, °С, не ниже | 35 | 36 | — | ГОСТ 11506-73 |
Глубинапроникания иглы в остаток после прогрева в течение 5 ч при 160 ºС, %первоначальной величины, не менее | 80 | 80 | — | ГОСТ 11501-73 |
Температуравспышки, °С, не ниже | 140 | 140 | 140 | ГОСТ 4333-48 |
*) Вяжущеес глубиной проникания более 500 при устройстве асфальтобетонных покрытий иповерхностных обработок допускается применять на дорогах не выше IV категории.
Таблица4.3
Наименование показателей свойств гудронов | Значение показателей | Методы испытаний по ГОСТ |
Вязкость С, с, не менее |
| ГОСТ 11503-74 |
Вязкость С, с, не менее | 25 | ГОСТ 11503-74 |
Температуравспышки, ºС, не менее | 180 | ГОСТ4333-48 |
Однородность | Удовлетворительная | Разработан Гипродорнии*) |
*) См.приложение настоящих «Методических рекомендаций».
4.10. Нефтяные битумы, используемые дляприготовления составленного вяжущего, должны соответствовать требованиям ГОСТ22245-76.
4.11. Для приготовления составленноговяжущего из вязкого нефтяного битума и нефтяного гудрона рекомендуетсяиспользовать битумы марок БНД 40/60, БНД 60/90 и БНД 90/130.
4.12. Соотношение битума и гудрона всоставленном вяжущем зависит от вязкости смешиваемых компонентов и маркисоставленного вяжущего, которую требуется получить. Соотношение компонентовподбирают по показателю глубины проникания иглы при 25 ºС. В составленномвяжущем этот показатель должен соответствовать той марке вяжущего, которуютребуется получить. При подборе соотношения компонентов ориентировочно можно принять,что при добавке к битуму 15 — 25 % гудрона с вязкостью Спорядка — 150 с по показателю глубины проникания вязкость битума снижаетсяприблизительно на одну марку, а при добавке 30 — 40 % гудрона — на две марки.Так, например, при добавке 20 % гудрона к битуму марки БНД 40/60 получится битум марки БНД 60/90, а придобавке 40 % гудрона — битум марки БНД 90/130.
4.13. Составленное вяжущее из нефтяных битумаи гудрона по всем показателям должно соответствовать требованиям ГОСТ 22245-76применительно к той марке битума, в пределах которой находится показательглубины проникания составленного вяжущего. Снижение показателя растяжимостисоставленного вяжущего ниже предела, установленного стандартом длясоответствующей марки битума, свидетельствует о том, что к битуму добавленнизкокачественный гудрон.
4.14. Выбор марки (вязкости) составленноговяжущего с учетом вида покрытия или основания, способа устройства, категориидороги и дорожно-климатической зоны производится в соответствии с ГОСТ 9128-76и «Инструкцией» ВСН 123-77.Вязкость составленного вяжущего из вязкого сланцевого битума и нефтяногогудрона должна быть меньше вязкости нефтяного битума, предусмотренного дляприменения в конкретных условиях строительства. Такое вяжущее с глубинойпроникания в пределах 250 — 500 может быть использовано при всех способахустройства покрытий и оснований, кроме способа смешения на дороге, а вяжущее сглубиной проникания более 500 исключается при устройстве асфальтобетонныхпокрытий и поверхностных обработок на дорогах выше IV категории.
4.15. Минеральные материалы: щебень, гравий,песок, минеральный порошок, предназначенные для устройства асфальтобетонныхпокрытий и оснований, должны соответствовать требованиям ГОСТ 9128-76, а дляустройства покрытий и оснований других типов — «Инструкции» ВСН 123-77.Не разрешается применять активированные минеральные порошки, за исключением техслучаев, когда для активации порошков использовано либо нефтяное вяжущее бездобавок, либо нефтяное вяжущее с добавкой того компонента, который входит всоставленное вяжущее.
4.16.Верхние слои покрытий с вяжущим из вязкого сланцевого битума и нефтяногогудрона наиболее целесообразно устраивать из гранитных и других материаловизверженных и метаморфических пород. Верхние слои покрытий из известняковыхматериалов в год их постройки должны быть обязательно закрыты защитным слоем поспособу поверхностной обработки.
5. Требования к асфальтобетоннымсмесям
5.1.Для устройства верхних слоев асфальтобетонных покрытий используют плотную смесьминеральных материалов с непрерывной гранулометрией. По максимальному размерузерен минерального материала смеси могут быть средне-, мелкозернистыми ипесчаными.
5.2.По гранулометрическому составу смеси минеральных материалов должнысоответствовать требованиям стандарта. Из рекомендуемых стандартом наиболеецелесообразно использовать малощебенистые смеси типа В и песчаные смеси типа Ги Д. При использовании среднещебенистых смесей типа Б и высокощебенистых смесейтипа А содержание минерального порошка в них (частиц размером мельче 0,071 м)должно быть не менее 10 % массы. Для приготовления теплого асфальтобетона наоснове составленного вяжущего смеси типа А исключаются.
5.3.Нижние слои покрытий и оснований устраивают из пористых смесей. В целяхувеличения прочностных свойств таких смесей в них целесообразно вводить 4 — 8 %минерального порошка. При соответствующем технико-экономическом обоснованиинижние слои покрытий и оснований допускается устраивать из плотных смесей.
5.4.Подбор состава минеральной части асфальтобетонной смеси и определениеоптимального содержания вяжущегоосуществляют в соответствии с общими правилами проектирования составаасфальтобетона. В целях улучшения прочностных свойств асфальтобетона содержаниеминерального порошка в смеси следует назначать ближе к верхнему пределу,рекомендуемому стандартом. С целью улучшить водостойкость покрытий следует проектировать асфальтобетонныесмеси с минимально допускаемой остаточной пористостью.
Таблица 5.1
Наименование показателей свойствасфальтобетона | Нормы для плотных смесей на вяжущем сглубиной проникания П25 | ||
250 — 350 | 350 — 500 | Более 500 | |
Пористостьминерального остова, % объема, не более, для асфальтобетонов типов: |
|
|
|
А, Б, В | 18 | 18 | 18 |
г, д | 20 | 20 | 20 |
Остаточнаяпористость, % объема | 1 — 3 | 1 — 3 | 1 — 3 |
Водонасыщение,% объема, не более | 2 | 2 | 3 |
Набухание, %объема, не более | 1 | 1 | 1,5 |
Пределпрочности при сжатии, МПа, не менее, при температуре |
|
|
|
20 °С для асфальтобетонов типов |
|
|
|
А, Б, В | 2,4 | 2,0 | 1,6 |
г, д | 3,0 | 2,5 | 2,0 |
50 °С, для асфальтобетонов типов: |
|
|
|
А, Б, В | 0,8 | 0,6 | 0,4 |
г, д | 1,0 | 0,7 | 0,5 |
Коэффициентводостойкости, не менее | 0,8 | 0,8 | 0,7 |
Коэффициентводостойкости при длительном водонасыщении, не менее | 0,7 | 0,7 | 0,6 |
5.5. При использовании составленноговяжущего из вязкого сланцевого битума и нефтяного гудрона следует проектироватьасфальтобетонные смеси с повышенной плотностью. Повышенная плотностьдостигается за счет оптимизации гранулометрического состава, обеспечивающей высокуюплотность минерального остова асфальтобетона, и за счет снижения остаточнойпористости путем назначения соответствующего количества вяжущего в составеасфальтобетона. Средне- и мелкозернистые смеси должны содержать 30 — 55 % зеренкрупнее 8 мм и 10 -14 % минерального порошка. Песчаные смеси должны содержатьне менее 45 % зерен крупнее 1,25 мм и 12 — 16 % минерального порошка. Любаякривая гранулометрического состава, плавно вписывающаяся в рекомендуемыепределы и не изменяющая в этих пределах направления (знака) кривизны,обеспечивает высокую плотность минерального остова асфальтобетона.
5.6. Показатели свойств асфальтобетона взависимости от вязкости составленного вяжущего должны соответствоватьтребованиям ГОСТ 9128-76. Показатели свойств асфальтобетона на основе вяжущегоиз вязкого сланцевого битума и гудрона должны соответствовать требованиям табл.5.1.
6. Приготовление составленноговяжущего
6.1. Составленное вяжущее приготавливают всоответствии с правилами, изложенными в «Руководстве по строительству дорожныхасфальтобетонных покрытий», аналогично приготовлению жидких битумов класса МГ.
6.2. Нефтяные битум, гудрон и сланцевыйбитум перед приготовлением составленного вяжущего должны быть обезвожены и нагретыдо температуры, указанной в табл. 6.1.Сухоперегонные древесные смолы,всплывные смоляные масла, древесный и талловый пеки предварительно необезвоживают, а только нагревают до необходимой температуры. Всплывные смоляныемасла при температуре выше 15 °С могут использоваться без предварительногоподогрева. Если компонент составленного вяжущего, добавляемый к нефтяномубитуму, содержит воду, то нефтяной битум должен быть нагрет до температуры невыше °С. После введения в битум необходимого количества добавляемогокомпонента его обезвоживают совместно с битумом.
Таблица 6.1
Компонентсоставленного вяжущего | Температура нагрева, ºС |
Битум БНД90/130, БНД 60/90, БНД 40/60 | 110- 130 |
Битум БНД200/300, БНД 130/200 | 90- 110 |
Нефтянойгудрон | 90- |
Сланцевый битум с глубиной прониканияменее 200 | — 120 |
Сланцевый битум с глубиной прониканияболее 200 | 90- 110 |
Талловый пек, древесный пек | 80- 90 |
Сухоперегонные древесные смолы | 40- 80 |
Всплывные смоляные масла | 30- 60 |
6.3. Составленное вяжущее готовят вотдельном котле, в который предварительно подают подготовленный нефтяной битумили гудрон. Затем в котел при постоянном перемешивании небольшими порциямиподают второй компонент составленного вяжущего. Компоненты подают в такомколичестве, чтобы составленное вяжущее занимало не более 0,8 объема котла.После введения второго компонента должно быть обеспечено тщательноеперемешивание составленного вяжущего до получения однородной смеси и нагрев до рабочей температуры,указанной в табл. 6.2.
Таблица 6.2
Вид составленного вяжущего | Температура нагрева, ºС |
Вязкий битум и продукты переработкидревесины с глубиной проникания П25 |
|
<130 | 110 — 130 |
>130 | — 120 |
Нефтяной гудрон и продукты переработкидревесины | 90 — 110 |
Нефтяной гудрон и вязкий сланцевыйбитум с глубиной проникания П25 |
|
<500 | 90 — 110 |
>500 | 80 — |
Температура нагрева вяжущего из нефтяногобитума и гудрона должна соответствовать существующим нормам для нефтяныхбитумов применительно к той марке, к которой относится составленное вяжущее.
7. Устройство покрытий иоснований
7.1. Асфальтобетонные и другие типы покрытийи оснований устраивают в соответствии с действующими правилами. Температураасфальтобетонных смесей и черного щебня при выпуске из смесителя и при укладкев покрытие в зависимости от вида составленного вяжущего и его вязкостиприведены в табл. 7.1.
Таблица 7.1
Вид составленного вяжущего | Температура нагрева асфальтобетонныхсмесей и черного щебня, ºС | |
при выпуске из смесителя | при укладке в покрытие, не ниже | |
Вязкийнефтяной битум и продукты переработки древесины с глубиной проникания П25 < 130 | 120 — 140 |
|
> 130 | — 120 | 80 |
Нефтяной гудрони продукты переработки древесины | 90 — 110 | 70 |
Нефтянойгудрон и вязкий сланцевый битум с глубиной проникания П25 < 500 | — 120 | 80 |
> 500 | 90 — 110 | 70 |
7.2. Укладка асфальтобетонных смесей впокрытие должна производиться только асфальтоукладчиком. Сразу после укладкидолжно быть обеспечено интенсивное уплотнение смесей, которое должно быть закончено еще доостывания смеси. Коэффициент уплотнения покрытия должен соответствоватьустановленным нормам, а в случае использования вяжущего из вязкого сланцевогобитума и нефтяного гудрона коэффициент уплотнения должен быть не менее единицы.Необходимость более интенсивного уплотнения такого покрытия обусловленасвойствами сланцевого битума, исключающими возможность дополнительногоуплотнения покрытия под воздействием автомобильного движения, вследствие чегонедоуплотненные покрытия быстро разрушаются.
7.3. При устройстве дорожных покрытий иоснований с применением составленного вяжущего должен быть обеспечен тщательныйтехнический контроль на всехстадиях выполнения работ в соответствии с действующими правилами. Одна изглавнейших задач контроля при приготовлении асфальтобетонных смесей заключаетсяв предотвращении нарушения температурного режима. Превышение установленноготемпературного режима может привести к возникновению пожара, а также ксущественному ухудшению качества составленного вяжущего и асфальтобетона. Приконтроле качества асфальтобетона главное внимание должно быть уделенообеспечению выпуска смесей требуемого состава. При контроле качества готового покрытияглавнейшая задача заключается в обеспечении требуемого уплотнения.
7.4. Выявленные в процессе техническогоконтроля участки покрытия с недостаточным содержанием вяжущего в составе смесейдолжны быть закрыты защитным слоем по способу поверхностной обработки. То жеотносится к недоуплотненным участкам покрытия с вяжущими из вязкого сланцевогобитума и гудрона.
8. Техника безопасности
8.1. Все работы по приготовлению вяжущих,асфальтобетонных смесей и устройству покрытий и оснований должны осуществлятьсяв соответствии с требованиями техники безопасности и охраны труда, изложеннымив «Руководстве по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий» (М.,«Транспорт», 1978) и в «Инструкции» ВСН 123-77.
8.2. Компоненты составленного вяжущегоявляются горючими материалами с более низкими температурами воспламенения, чему нефтяных битумов. При работе с ними особое внимание следует уделять пожарнойбезопасности. При приготовлении составленного вяжущего должны быть приняты мерыпредосторожности, предусмотренные п. 8.26«Руководства по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий».
8.3. Продукты переработки древесины взначительном количестве содержат анионные ПАВ, а сланцевый битум — фенолы.Поэтому дополнительно следует руководствоваться правилами техники безопасности,содержащимися в «Инструкции по использованию поверхностно-активных веществ пристроительстве дорожных покрытий с применением битумов» ВСН 59-68.
8.4. Лица, страдающие кожными и глазнымиболезнями, к работе с составленными вяжущими не допускаются. Работающие с этимиматериалами должны проходить медицинский осмотр не реже одного раза в год.
ПриложениеОпределение однородности гудронов (методом пятна)*)
*) Метод разработан Гипродорнии.
В колбу с притертойпробкой помещают навеску гудрона объемом 2 мл и растворяют без подогрева в 10мл бензина.
Для удобства при взятиинавески следует сделать перерасчет на весовые единицы с учетом удельного весагудрона.
После полногорастворения навески наносят одну каплю раствора с помощью стеклянной палочки нафильтровальную бумагу.
Если в центре каплиобразуется темное пятно (неоднородное), то это указывает на наличие в гудронепримесей. Структура образцов, дающих неоднородное пятно, не являетсястабильной.
Если при нанесении каплина фильтровальную бумагу раствор гудрона распределяется равномерно (однородноепятно), то это указывает на удовлетворительную однородность гудрона.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие. 1 1.Общие положения. 1 2.Краткая характеристика компонентов составленных вяжущих и их назначение. 2 3.Область применения составленных вяжущих. 4 4.Требования к исходным материалам и составленным вяжущим.. 4 5.Требования к асфальтобетонным смесям.. 7 6.Приготовление составленного вяжущего. 8 7.Устройство покрытий и оснований. 9 8.Техника безопасности. 10 Приложение. Определение однородности гудронов (методом пятна) 10 |
Поиск по каталогу, статьям, СНиПам:
Кроме быстрого и качественного ремонта труб отопления, оказываем профессиональный монтаж систем отопления под ключ. На нашей странице по тематике отопления > https://resant.ru/otoplenie-doma.html < можно посмотреть и ознакомиться с примерами наших работ. Но более точно, по стоимости работ и оборудования лучше уточнить у инженера.
Для связи используйте контактный телефон ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ 8(495) 744-67-74, на который можно звонить круглосуточно.
Ремонт квартир, загородных домов, кровля, фундаменты, заборы, ограждения, автономная газификация, частная канализация, отделка фасадов, системы водоснабжения от колодца и скважины, профессиональные современные котельные для частных домов и предприятий. |
Системы: отопления, водоснабжения, канализации. Под ключ. |
Холдинговая компания СпецСтройАльянс |
Прокладка, ремонт и монтаж тепловых сетей, теплотрасс под ключ. Для частных домов и предприятий. |
ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ имеет год основания 1999г. Сотрудники компании имеют Московскую прописку и славянское происхождение, оплата происходит любым удобным способом, при необходимости предоставляются работы в кредит.
Наш основной информационный портал (сайт)
Строительно монтажная компания ДИЗАЙН ПРЕСТИЖРемонт труб отопления водоснабжения
г. Москва, Пятницкое шоссе, 55А
Телефон: +7 (495) 744-67-74Мы работаем ежедневно с 06:00 до 24:00Офис компании расположен рядом с районами: Митино, Тушино, Строгино, Щукино.
Ближайшее метро: Тушинская, Сходненская, Планерная, Волоколамская, Митино.
Рядом расположены шоссе: Волоколамское шоссе, Пятницкое шоссе, Ленинградское шоссе.
Сергиев Посад, Дзержинский, Мытищи, Лобня, Пущино, Фряново, Высоковск, Талдом, Воскресенск, Калининец, Павловская Слобода, Дубна, Серебряные Пруды, Пушкино, Дрезна, Верея, Дмитров, Коломна, Люберцы, Фрязино, Малаховка, Железнодорожный, Троицк, Ожерелье, Хотьково, Красково, Ногинск, Монино, Томилино, Дедовск, Кашира, Истра, Павловский Посад, Краснозаводск, Серпухов, Пересвет, Долгопрудный, Электроугли, Балашиха, Волоколамск, Подольск, Лосино-Петровский, Ступино, Звенигород, Бронницы, Раменское, Протвино, Старая Купавна, Зеленоград, Ликино-Дулево, Одинцово, Видное, Электрогорск, Куровское, Озеры, Реутов, Юбилейный, Наро-Фоминск, Клин, Климовск, Лесной городок, Щелково, Химки, Оболенск, Селятино, Королев, Апрелевка, Краснознаменск, Рошаль, Голицыно, Можайск, Сходня, Черноголовка, Луховицы, Красноармейск, Кубинка, Дорохово, Быково, Руза, Шатура, Зарайск, Орехово-Зуево, Красногорск, Электросталь, Домодедово, Софрино, Котельники, Ивантеевка, Чехов, Нахабино, Обухово, Лыткарино, Солнечногорск, Егорьевск, Лотошино, Шаховская, Тучково, Жуковский, Щербинка.