Ремонт насоса водоснабжения и отопления производится по следующим технологиям с использованием ...
ПодробнееРемонт насоса водоснабжения и отопления производится по следующим технологиям с использованием ...
ПодробнееРемонт насоса водоснабжения и отопления производится по следующим технологиям с использованием ...
ПодробнееРемонт насоса водоснабжения и отопления производится по следующим технологиям с использованием ...
ПодробнееСодержание статьи:
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГОСТРОИТЕЛЬСТВА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙДОРОЖНЫЙ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
СОЮЗДОРНИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПОУКРЕПЛЕНИЮ ГРУНТОВ
И ДРУГИХ МАТЕРИАЛОВ
МЕДЛЕННОТВЕРДЕЮЩИМИВЯЖУЩИМИ
ПРИ ПОНИЖЕННЫХ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ
И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ТЕМПЕРАТУРАХ
Утверждены зам. директораСоюздорнии
канд. техн. наук Б.С.Марышевым
Одобрены Главным техническим
управлением МинтрансстрояСССР
(решение № 373-4д от13.12.83)
Москва1985
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ГРУНТОВ ИДРУГИХ МАТЕРИАЛОВ МЕДЛЕННОТВЕРДЕЮЩИМИ ВЯЖУЩИМИ ПРИ ПОНИЖЕННЫХ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ИОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ТЕМПЕРАТУРАХ. Союздорнии. М., 1985.
Приведены требования кгрунтам и каменным материалам, медленнотвердеющим вяжущим и укрепленнымматериалам.
Указан ориентировочный расходвяжущего для получения требуемых расчетных характеристик укрепленногоматериала.
Изложена технологияустройства слоев дорожных одежд при температуре воздуха до минус 15 °С. Воснову предложенных способов положен метод раннего замораживания, позволяющий вмаксимальной степени повысить темпы строительства при отрицательныхтемпературах. Технология разработана на основе теоретических иэкспериментальных исследований, результатов строительства опытных участков во II — Vдорожно-климатических зонах и наблюдений за их службой.
Предназначены для проектныхи строительных организаций.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Продление строительногосезона за счет проведения дорожно-строительных работ при пониженныхположительных и отрицательных температурах имеет большое народнохозяйственноезначение.
Как показывают исследования,наибольший эффект при продлении строительного сезона дает применение методараннего замораживания, основанного на замораживании цементоминеральныхматериалов до начала их схватывания. Практически реализовать этот метод можно,используя вместо цемента медленнотвердеющие вяжущие, не имеющие выраженногосрока схватывания: сланцевые золы уноса; малоактивные золы уноса,активированные известью; бокситовые и нефелиновые шламы; тонкомолотые фосфорныешлаки, активированные известью или цементной пылью, т.е. вяжущие, полученные изотходов промышленности.
Отходы промышленности -крупный резерв пополнения дорожно-строительных материалов, позволяющийэкономить портландцемент и способствующий охране окружающей среды.
На основе проведенныхОмским, Казахским и Ленинградским филиалами Союздорнии исследований и опытныхработ составлены «Методические рекомендации по укреплению грунтов и другихматериалов медленнотвердеющими вяжущими при пониженных положительных и отрицательныхтемпературах».
Настоящие «Методическиерекомендации» разработали канд. техн. наук Б.В. Белоусов, инженеры В.М.Бескровный и А.А. Лыткин (Омский филиал Союздорнии), кандидаты технических наукБ.А. Асматулаев (Казахский филиал Союздорнии) и М.Г. Мельникова (Ленинградскийфилиал Союздорнии).
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие «Методические рекомендации по укреплению грунтов и другихматериалов медленно твердеющими вяжущими при пониженных положительных иотрицательных температурах» разработаны в развитие и дополнение «Инструкции поприменению грунтов, укрепленных вяжущими материалами, для устройства основанийи покрытий автомобильных дорог и аэродромов» СН 25-74 (М.: Стройиздат, 1975) в вопросах, касающихся укрепления грунтовминеральными вяжущими материалами.
1.2. «Методические рекомендации» предназначены для использования во II — V дорожно-климатических зонахв условиях отрицательных (не ниже минус 15 °С) и пониженных положительныхтемператур (не выше 5 °С) при устройстве дорожных оснований и покрытий изгрунтов и каменных материалов, укрепленных медленнотвердеющими вяжущими.
Рассмотрены также вопросыприменения отвального нефелинового и бокситового шламов в чистом виде дляустройства оснований и покрытий автомобильных дорог.
1.3. В качестве медленнотвердеющих можно использовать вяжущие, не имеющиевыраженного срока схватывания и твердеющие в нормальных условиях в течение 6мес и более.
1.4. Основания и покрытия из грунтов и других материалов, укрепленныхмедленнотвердеющими вяжущими, при пониженных положительных температурах следуетстроить в соответствии с требованиями СН 25-74 к устройству слоев дорожных одежд из грунтов, укрепленныхминеральными вяжущими при положительных температурах.
1.5. При отрицательных температурах основания и покрытия изкрупнообломочных и песчаных грунтов, укрепленных медленнотвердеющим вяжущим,нужно устраивать из смесей, приготовленных в установке, а основания и покрытияиз суглинистых и супесчаных грунтов, укрепленных сланцевой золой уноса, из щебня, укрепленного в верхней частибокситовым или нефелиновым шламом, и из отвального шлама в чистом виде — изсмесей, приготовленных на месте производства работ.
1.6. Длину сменной захватки следует назначать в пределах 150 — 300 м взависимости от начальной температуры вывозимой смеси, температуры воздуха,скорости ветра, дальности транспортировки, обеспеченности транспортом идорожно-строительными механизмами, толщины укладываемого слоя и уточнять в процессепроизводства работ.
1.7. Строительство оснований или покрытий рекомендуется вести в две смены,а в третью смену производить профилактический ремонт и обслуживание машин имеханизмов.
1.8. Строить дорожные основания и покрытия при пониженных положительных иотрицательных температурах воздуха можно при наличии проектов производстваработ или технологических карт.
1.9. При составлении проекта производства работ начало и конец периода спониженными положительными и отрицательными температурами следует определять поданным метеорологических станций района строительства.
1.10. Земляное полотно, подготовленное для устройства основания приотрицательных или при пониженных положительных температурах, должно бытьсерповидного профиля и удовлетворять требованиям соответствующих глав СНиП III-40-78 (М.: Стройиздат, 1979).
1.11. С целью устранить преждевременное смерзание и облегчить уплотнениеукрепленного материала при отрицательных температурах в смесь можно добавлятьпротивоморозные добавки.
1.12. В качестве противоморозных добавок могут выступать хлористый кальцийи хлористый натрий (как совместно, так и отдельно), а также естественныерассолы местных соленых озер. При технико-экономическом обосновании и при условии, что полученный укрепленный материал будет отвечатьтребованиям по прочности, не исключается возможность применения другихсоединений.
1.13. Конструировать дорожную одежду со слоями из материалов, укрепленныхмедленнотвердеющими вяжущими, следует в соответствии с «Инструкцией попроектированию дорожных одежд нежесткого типа» ВСН 46-83 Минтрансстроя и альбомами типовых конструкций дорожных одеждСоюздорпроекта, назначая расчетные характеристики согласно пп. 2.27 и 2.28 настоящих «Методических рекомендаций» взависимости от видов укрепляемого материала и вяжущих.
Материалы, укрепленныемедленнотвердеющими вяжущими, а также отвальный нефелиновый и бокситовый шламыв чистом виде следует применять для устройства слоев оснований на дорогах I — IIIкатегорий и покрытий на дорогах IV — V категорий.
На покрытиях из материалов,укрепленных медленнотвердеющими вяжущими, или из отвального нефелинового илибокситового шлама в чистом виде необходимо устраивать слой износа в видедвойной поверхностной обработки. Слой износа нужно устраивать после полногооттаивания покрытия согласно правилам производства работ, изложенным в пп.10.18 и 10.19 СНиП III-40-78.
2. ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ
2.1. Укреплять медленнотвердеющими вяжущими при пониженных положительных иотрицательных температурах можно все виды крупнообломочных, песчаных,супесчаных грунтов и суглинистые грунты с числом пластичности не более 12.Укрепляемые грунты должны удовлетворять требованиям СН 25-74.
2.2. Щебень для устройства оснований и покрытий, обработанных в верхнейчасти нефелиновым или бокситовым шламом, должен иметь размер зерен 40 — 70 или20 — 40 мм и удовлетворять требованиям СНиП III-40-78 к материалам для щебеночных оснований, устраиваемых способомзаклинки.
2.3. Чтобы избежать загрязнения, щебеночные, гравийные и песчаныематериалы следует хранить в штабелях на открытых выровненных чистых площадках ствердым покрытием.
Во избежание смерзаниявлажность песка, щебня и гравия при хранении в штабеле не должна превышать 3 -4 %. Применение смерзшегося песка допускается только после отсева комьевкрупнее 10 мм.
2.4. Для укрепления грунтов и каменных материалов в качествемедленнотвердеющих вяжущих следует использовать тонкомолотый фосфорный гранулированныйшлак, активированный известью или цементной пылью, малоактивные золы уноса отсжигания углей, активированные известью, сланцевые золы уноса, нефелиновый ибокситовый шламы.
2.5. Тонкомолотый фосфорный гранулированный шлак обладает скрытой гидравлическойактивностью, для проявления которой нужно добавлять известь или цементную пыль.
2.6. Фосфорные гранулированные шлаки применяют непосредственно послегрануляции и заранее заготовленные независимо от срока хранения. Фосфорныйгранулированный шлак, предназначенный для приготовления вяжущего, долженотвечать требованиям ГОСТ 3476-74.
2.7. Активированный фосфорный шлак, получаемый совместным помоломфосфорного гранулированного шлака и добавок извести или цементной пыли, долженудовлетворять требованиям ВСН 22-78 Минавтодора КазССР «Шлаки активированные фосфорные гранулированные для дорожногостроительства».
2.8. Малоактивные золы уноса — отход тепловых электростанций от сжиганиякаменного угля — должны содержать следующие компоненты:
%
SiO2……………………………………………………… 40- 65
Al2O3……………………………………………………. 16- 28
Fе2O3…………………………………………………… 2,5- 16
СаО…………………………………………………….. 2- 11
2.9. Можно использовать малоактивные золы уноса сухого отбора игидроудаления независимо от срока хранения. Обязательны добавки извести (впересчете на активные СаO + MgО): 15 — 20 % массы получаемого вяжущего при использовании зол сухогоотбора, 20 — 25 % — зол гидроудаления.
2.10. Малоактивные золы уноса следует смешивать с комовой негашенойизвестью при совместном помоле, а с известью-пушонкой или молотой негашенойизвестью — в смесительных установках принудительного действия при приготовлениизоломинеральных смесей.
2.11. Сланцевая зола уноса должна отвечать требованиям «Техническихуказаний по использованию зол уноса и золошлаковых смесей от сжигания различныхвидов твердого топлива для сооружения земляного полотна и устройства дорожныхоснований и покрытий автомобильных дорог» ВСН 185-75 Минтрансстроя.
2.12. Удельная поверхность сланцевой золы уноса, предназначаемой дляустройства слоев оснований дорожных одежд или морозозащитных слоев, должна бытьне менее 3000 см2/г, для укрепления верхней части земляного полотна- не менее 1200 см2/г.
2.13. Нефелиновый и бокситовый шламы представляют собой твердый остаток от выщелачиванияглиноземосодержащего спека при производстве глинозема из нефелиновых илибокситовых руд. Указанные шламы должны отвечать требованиям ТУ 48-2853-3/0-83 Министерства цветной металлургииСССР на отвальный красный шлам для дорожного строительства.
2.14. Можно использовать шламы как текущего производства, так и из отваловили штабелей, независимо от срока хранения.
2.15. Хранить нефелиновый и бокситовый шламы для сохранения его влажности иположительных температур следует в специальных ямах вместимостью 7 — 15 тыс. м3,стенки и дно которых имеют твердое покрытие, исключающее загрязнение шлама.Допускается также хранить шламы в штабелях на открытых площадках с твердымпокрытием.
2.16. Цементная пыль, применяемая для активации фосфорного гранулированногошлака, не должна содержать комков и посторонних примесей. Хранить итранспортировать цементную пыль следует так же, как и цемент. В цементной пылидолжно быть не менее 4 % щелочных окислов и не менее 4 % свободной извести.
2.17. Рекомендуемая оптимальная добавка цементной пыли для активациифосфорных шлаков — 8 — 10 % массы.
2.18. Известь, используемая для активации фосфорных гранулированных шлакови малоактивных зол уноса, должна содержать активных СаО + МgО не менее 70 %.
При технико-экономическомобосновании можно применять известь с меньшим содержанием активных СаО + МgО илиизвестьсодержащие отходы промышленности (например, отходы сахарнойпромышленности и др.), увеличивая их количество в соответствии с фактической ихактивностью и одновременным снижением на эту же величину количестватонкодисперсной части укрепленного материала.
2.19. Оптимальная добавка извести при активации фосфорных гранулированныхшлаков — 9 — 10 % массы. При активации малоактивных зол уноса оптимальнуюдобавку следует определять по методике, изложенной в «Технических указаниях построительству слоев дорожных одежд из местных материалов, укрепленных вяжущимна основе малоактивных зол уноса» ВСН 24-78 Минавтодора КазССР.
2.20. Хранить порошкообразные вяжущие, известь и цементную пыль необходимона складах, оборудованных механизированной приемкой материалов изжелезнодорожных вагонов или цементовозов и подачей их в дозаторное отделениезавода.
2.21. При строительстве дорог в условиях отрицательных температур рекомендуетсявводить в смесь хлористый натрий, хлористый кальций или их совместно в качествепротивоморозных добавок. Указанные добавки должны отвечать требованиямсоответствующих ГОСТов и технических условий.
Допускается такжеиспользовать как противоморозные добавки естественные рассолы, содержащиеуказанные соли в сочетании с МgСl2. Общее количество солей недолжно превышать 1,5 % массы сухой смеси.
2.22. Количество вводимых в смесь хлористых солей следует принимать потабл. 1 в зависимости от температуры воздуха и вида медленнотвердеющеговяжущего.
Таблица1
Вяжущее вещество | Противоморознаядобавка | Количестводобавки, % массы воды, содержащейся в смеси, при отрицательной температуревоздуха, °С | |||
0 — 5 | 5 — 7 | 7 -10 | 10 -15 | ||
Наоснове фосфорного шлака и малоактивных зол уноса | CaCl2или NaCl | < 5 | 5 — 7 | 7 — 10 | 10 — 15 |
CaCl2 + NaCl | 2 + 3 | 3 + 4 | 3 + 7 | 6 + 9 | |
Сланцеваязола уноса | CaCl2 + NaCl | 5,5 +5,5 | 7 + 7 | 8,5 +8,5 | — |
Бокситовыйи нефелиновый шламы | CaCl2 | — | < 5 | 5 — 10 | 10 -15 |
2.23. В зависимости от условий и дальности транспортирования смесей сучетом сохранения ими удобоуплотняемости и с целью получить материал заданныхсвойств количество вводимых солей следует корректировать.
2.24. Физико-механические свойства укрепленных материалов должныудовлетворять требованиям СН 25-74, предъявляемым к материалам, укрепленным минеральными вяжущими.
2.25. Ориентировочные значения расчетного модуля упругости Е исопротивления растяжению при изгибе Rизг материалов, укрепленных медленнотвердеющими вяжущими, приведены втабл. 2.
2.26. Толщину слоев дорожной одежды, устроенных из шламов, следуетопределять, принимая следующие расчетные значения модуля упругости исопротивления растяжению при изгибе:
длянефелинового шлама Е= 600 ¸ 800 МПа, Rизг = 1,5 ¸ 2 МПа;
длябокситового шлама Е= 500 ¸700 МПа, Rизг = 1 ¸ 1,5 МПа.
3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОСТАВОВ СМЕСЕЙ
3.1. Составы смесей из укрепленных материалов для строительства дорожныхоснований в зимних условиях следует подбирать так же, как и для строительства вобычных условиях в соответствии с СН 25-74.
3.2. Подбор составов смесей включает следующие операции: отбор пробматериалов; установление соответствия их свойств действующим стандартам инормативным документам; определение оптимального содержания воды, затемконцентрации рабочего раствора солей и оптимального количества вяжущего.
Таблица2
Материал конструктивного слоя | ЗначенияЕ и Rизг,МПа, при расходе вяжущего, % массы сухой смеси | ||||
5 -10 | 10 -15 | 15 -20 | 20 -25 | 25 -30 | |
Щебеночно-песчаные,гравийно-песчаные и другие местные материалы, укрепленные |
|
|
|
|
|
молотым фосфорным шлаком, активированным цементной пылью |
|
|
| — | — |
молотым фосфорным шлаком, активированным известью |
|
|
|
| — |
малоактивной золой уноса, активированной известью |
|
|
|
| — |
нефелиновым шламом |
|
|
|
|
|
бокситовым шламом |
|
|
|
|
|
Щебень,укрепленный |
|
|
|
|
|
в верхней части нефелиновым шламом |
|
|
|
| — |
бокситовым шламом |
|
|
|
| — |
Пескиразной крупности, укрепленные |
|
|
|
|
|
молотым фосфорным шлаком, активированным цементной пылью | — |
|
|
| — |
молотым фосфорным шлаком, активированным известью | — | — |
|
|
|
малоактивной золой уноса, активированной известью | — | — |
|
|
|
нефелиновым шламом | — | — | — |
|
|
бокситовым шламом | — | — | — | — |
|
Примечание. Над чертой значение Е, под чертой — Rизг.
3.3. Оптимальное содержание воды следует определять с учетом влажностиисходных материалов и пластифицирующих свойств солевых растворов.
3.4. Рабочий раствор солей следует определять, руководствуясь прил. 1 настоящих «Методическихрекомендаций».
3.5. Ориентировочное содержание вяжущего в смесях нужно устанавливать взависимости от вида укрепляемого материала и назначения укрепленного материала вконструкции дорожной одежды или от его расчетных характеристик (см. табл. 2 и 3).
Таблица3
Укрепляемый грунт | Расходсланцевой золы уноса, % массы грунта, для | |
основанияили морозозащитного слоя | верхнегослоя земляного полотна | |
Крупнообломочнаясмесь | ³ 20 | ³ 10 |
Непылеватыепесок и супесь | 15 -20 | 12 -15 |
Пылеватыепесок и супесь | 20 -30 | 10 -15 |
Легкийсуглинок | 15 -25 | 10 -20 |
Примечание. При использовании золы уноса с удельной поверхностью 2000 — 1200 см2/г(для укрепления верхнего слоя земляного полотна) количество ее увеличивается в1,3 раза.
3.6. Количество нефелинового и бокситового шламов для обработки верхнейчасти щебеночного основания или покрытия необходимо назначать в зависимости оттребуемой толщины укрепленного (монолитного) слоя и уточнять опытным путем вначале работы. Ориентировочно количество шлама G (1 т на 1 м2) может быть определено по формуле
,
где — объемная массашлама оптимальной влажности в уплотненном состоянии, т/м3;
h -требуемая толщина монолитного слоя, м;
,*) — объемная масса соответственно зерен щебня и щебняв уплотненном состоянии, т/м3;
Кp- коэффициент раздвижки зерен щебня; Кр = 1 ¸ 1,15.
*) Величину следует определять, уплотняя навеску щебня 10кг в стальном цилиндре диаметром и высотой 234 мм с пригрузом 10 кг навибростоле с частотой вибрации 3000 в 1 мин при амплитуде 0,4 мм в течение 30с.
4. СТРОИТЕЛЬСТВО ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ ПРИ ПОНИЖЕННЫХПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ТЕМПЕРАТУРАХ
4.1. Для правильного дозирования и равномерного распределения следуетвводить соли в смесь в виде водных растворов рабочей концентрации, которыеприготавливают, разбавляя концентрированный раствор соли водой до поступления всмеситель. Соотношение между концентрированным раствором соли и водойустанавливают при подборе состава смеси.
4.2. Концентрированные растворы солей приготавливают максимально высокойплотности, но исключающей выпадение соли в осадок при хранении. После полногорастворения ареометром проверяют плотность полученного раствора и доводят ее дозаданной, при необходимости добавляя соль или воду.
4.3. Приготавливать растворы хлористых солей нужно в растворных узлах смесительныхустановок, причем каждый раствор в отдельной емкости. Хлористый натрий следуетрастворять в горячей воде.
4.4. Плотность водного раствора хлористого кальция должна быть не более1,29 г/см3 (0,427 кг безводной соли на 1 л воды), а хлористого натрия- не более 1,15 г/см3 (0,25 кг безводной соли на 1 л воды).
4.5. Растворы, приготовленные в рабочей емкости, необходимо перекачивать спомощью насоса в расходную емкость и разбавлять водой в зависимости оттемпературы до концентрации, указанной в табл. 1 и прил. 2 и 3 настоящих «Методическихрекомендаций». В процессе приготовления, хранения и перед расходованием солевыерастворы нужно периодически перемешивать. Не допускается применять растворы сосадком солей.
4.6. Технологический процесс устройства оснований и покрытий из отвальногонефелинового или бокситового шлама в чистом виде включает следующие основныеоперации:
вывозку шлама наподготовленное земляное полотно или нижележащий слой дорожной одежды;
распределение шлама поповерхности нижележащего слоя или земляного полотна;
увлажнение шлама дооптимальной влажности (в случае необходимости) с последующим перемешиваниемпрофилировщиком, автогрейдером или дорожной фрезой;
профилирование шламапрофилировщиком или автогрейдером;
уплотнение шлама.
4.7. Нефелиновый или бокситовый шлам вывозят на дорогу большегрузнымиавтомобилями-самосвалами с обогреваемыми кузовами. Если шлам транспортируют нарасстояние свыше 30 км при температуре воздуха ниже минус 10 °С в кузовах без обогрева, то кузова надлежит смазывать 2 %-ным растворомхлористого кальция, чтобы шлам не примерзал к ним.
4.8. Все операции по устройству основания и покрытия из шламов (см. п. 4.6) должны быть закончены дозамерзания последних. Температура смерзаемости шлама при оптимальной влажностисоставляет минус 4 — 5 °С без добавок хлористых солей, с добавками солей — доминус 15 °С в зависимости от процента добавок солей (см. табл. 1).
4.9. Распределять шлам по поверхности нижележащего слоя дорожной одеждыили земляного полотна следует бульдозером или тяжелым автогрейдером. Толщинуслоя нужно назначать с учетом коэффициента уплотнения Ку = 1,35 ¸ 1,5. Окончательно коэффициент уплотнения назначают в результатепробного уплотнения.
4.10. В случае необходимости шлам следует увлажнять до оптимальнойвлажности Wопт (ориентировочно Wопт = 20 ¸ 25 % массы шлама).
При температуре наружноговоздуха выше 0 °С шлам увлажняют питьевойводой, а при температуре 0 °С и ниже — раствором хлористогокальция с концентрацией соли, указанной в табл. 1 и прил. 3настоящих «Методических рекомендаций».
Увлажнять шлам следуетполивочно-моечной машиной или с помощью водораспределительной системыпрофилировщика, но можно и на заводе, в смесительной установке, перед вывозкойматериала на дорогу.
4.11. Уплотнять слой шлама необходимо катками на пневматических шинахмассой 25 т и более ориентировочно за 12 — 16 проходов по одному следу.Количество проходов нужно уточнять по результатам пробного уплотнения.
В случае необходимости впроцессе уплотнения (за три — четыре прохода до его окончания) профилировщикомили автогрейдером устраняют мелкие неровности на поверхности уплотняемого слоя.
Плотность шлама после укаткидолжна быть не менее 0,98 от максимальной плотности, определенной в приборестандартного уплотнения.
4.12. По уплотненному слою шлама можно открывать движение транспортныхсредств (за исключением гусеничных) при скорости не более30 км/ч и регулировании движения по всей ширине слоя путем установкипередвижных ограждений.
При необходимости на слойуплотненного шлама сразу укладывают следующий слой дорожной одежды.
4.13. В случае, если вышележащий слой дорожной одежды устраивают не сразу,то допускается исправлять неровности разрыхлением, доувлажнением и уплотнениемслоя из шлама. Эти работы следует производить после полного оттаиванияшламового слоя.
4.14. Технологический процесс устройства оснований и покрытий из щебня,обработанного в верхней части нефелиновым или бокситовым шламом,предусматривает:
вывозку щебня на подготовленноеземляное полотно или нижележащий слой дорожной одежды;
распределение ипрофилирование слоя щебня;
прикатку щебня;
увлажнение щебня;
вывозку нефелинового илибокситового шлама на слой щебня;
распределение нефелиновогоили бокситового шлама по слою щебня;
пропитку-вдавливание шлама вслой щебня;
уплотнение.
4.15. Щебень, предназначенный для устройства основания, следуетраспределить по поверхности земляного полотна или нижележащего слоя дорожнойодежды самоходными распределителями или автогрейдерами и профилировать, послечего прикатать гладковальцовым катком массой до 10 т двумя — четырьмя проходамипо одному следу, чтобы на слое щебня при вывозке и распределении шлама необразовывались колеи.
4.16. Перед вывозкой шлама щебень увлажняют. Расход воды составляет 4 — 6 лна 1 м2. При температуре воздуха 0 °С и ниже щебень можно неувлажнять.
4.17. Нефелиновый или бокситовый шлам завозят и распределяют по поверхностищебня самоходными распределителями или автогрейдерами. Влажность шлама должнабыть оптимальной. При влажности меньше оптимальной шлам доувлажняютсогласно п. 4.10 настоящих «Методических рекомендаций».
4.18. Количество шлама, необходимого для обработки щебня, нужно назначать взависимости от требуемой толщины монолитного слоя основания и уточнять опытнымпутем в начале работ. Ориентировочно расход шлама в тоннах на 1 м2определяют согласно п. 3.6 настоящих «Методических рекомендаций».
4.19. Пропитку-вдавливание нефелинового или бокситового шлама в слой щебняосуществляют с помощью кулачковых катков при скорости движения катка 4 — 6 км/чдвумя способами. При толщине монолитного слоя не более 13 смпропитку-вдавливание шлама в щебень рекомендуется производить последовательнымипроходами кулачкового катка, а при толщине свыше 13 см — путем чередованияпроходов кулачкового катка и катка на пневматических шинах. Ориентировочночисло проходов кулачкового катка можно назначать в соответствии с табл. 4 и уточнять по результатампробного вдавливания в начале работ.
Пропитку-вдавливание шламакулачковым катком следует начинать от обочины с последующим перемещением к осидороги и с перекрытием следа каждого предыдущего прохода не менее чем на 20 см.
4.20. Уплотнять слой щебня необходимо катками на пневматических шинахсогласно п. 3.14 «Инструкции» СН 25-74.
В случае необходимости впроцессе уплотнения (за 3 — 4 прохода до его окончания) профилировщиком илиавтогрейдером устраняют мелкие неровности на поверхности уплотняемого слоя.
Таблица4
Способ пропитки-вдавливания шлама в щебень | Толщинамонолитного слоя, см | Числопроходов катка по одному следу |
Последовательнымипроходами кулачкового катка | 8 — 10 | 4 — 6 |
11 -13 | 7 — 13 | |
Чередованиемпроходов кулачкового катка и катка на пневматических шинах | 14 -20 | 8 — 12 |
При использовании способапропитки-вдавливания чередованием проходов кулачкового катка и катка напневматических шинах число проходов последнего при уплотнении можно снизить до5 — 8, поскольку одновременно с пропиткой-вдавливанием происходит частичноеуплотнение основания.
4.21. Продолжительность разрыва во времени между вывозкой, распределением иуплотнением шлама следует устанавливать в зависимости от температуры воздуха,исходной температуры шлама, толщины шламового слоя и уточнять в начале работ.
4.22. По уложенному слою допускается или сразу открывать движениетранспортных средств (за исключением гусеничных) по всей его ширине, регулируядвижение путем установки передвижных ограждений, или устраивать вышележащийслой дорожной одежды.
4.23. В случае нарушения ровности слоя при продолжительном движении по немутранспортных средств следует перед устройством постоянного покрытия политьоснование водой и выровнять его автогрейдером, заполняя впадины на поверхностиоснования свежим шламом, а затем уплотнить его катками на пневматических шинах.Эти работы нужно производить после полного оттаивания слоя.
4.24. Технологический процесс устройства оснований и покрытий изкрупнообломочных и песчаных грунтов, обработанных медленнотвердеющими вяжущими,предусматривает:
приготовление смеси;
вывозку смеси на подготовленноеземляное полотно или нижележащий слой дорожной одежды;
распределение ипрофилирование смеси;
уплотнение.
4.25. Приготавливать смеси рекомендуется в стационарных или передвижныхсмесительных установках принудительного перемешивания типа ДС-50А.
При пониженных положительныхтемпературах воздуха смеси приготавливают, как обычно, а при отрицательныхтемпературах — с добавками солей или без них с использованием подогретыхзаполнителей и воды.
Смеси без добавок солей на подогретыхзаполнителях и воде можно использовать при температуре до минус 5 °С; их нужноготовить в смесительных установках, как правило, в отапливаемом помещении.
Оптимальная температураотпускаемой с завода смеси при приготовлении смеси на подогретых заполнителях иводе составляет 35 °С.
4.26. При приготовлении смесей с добавками солей материалы в смесительрекомендуется загружать в следующем порядке: сначала заполнитель и вместе с нимнеобходимое количество рабочего раствора соли; после их предварительногоперемешивания — вяжущее. Этот способ применяется в случае, если в заполнителеболее 30 % смерзшихся частиц песка.
При содержании в заполнителеменьшего количества смерзшегося песка в первую очередь загружаются заполнительи 50 % рабочего раствора соли; после их перемешивания загружаются вяжущее иоставшаяся часть рабочего раствора.
Время перемешивания следуетназначать так, чтобы обеспечить полный распад смерзшегося песка. Это времяустанавливает строительная лаборатория опытным путем, используя имеющиесяматериалы.
При полном отсутствиисмерзшихся частиц заполнителя возможна одновременная загрузка всех составляющихсмесь материалов с последующим перемешиванием.
Температура смеси спротивоморозными добавками по выходе из смесителя не должна быть ниже минус 5 °С, она назначается строительной лабораториейтак, чтобы обеспечить продолжительность разрыва между приготовлением иуплотнением смеси, достаточную для получения плотности слоя не менее 0,98 отстандартной. При этом нужно учитывать температуру воздуха, скорость ветра,дальность транспортирования, обеспеченность транспортом и дорожно-строительнойтехникой.
4.27. Транспортировать смеси необходимо в утепленном и укрытом кузовеавтомобиля-самосвала, предохраняющем ее в пути от остывания и попадания атмосферныхосадков. При температуре наружного воздуха ниже минус 10 °С рекомендуется предварительно прогревать кузов автомобиля передзагрузкой смеси, обогревать кузов выхлопными газами, укрывать смеси деревяннымищитами, брезентом, одеялами из шлаковаты, упакованной в полиэтиленовую пленку.
4.28. Организация работ должна предусматривать укладку смесинепосредственно из автомобилей-самосвалов. Места выгрузки смеси следуетзащищать от ветра.
4.29. Смеси рекомендуется укладывать щебнеукладчиками или универсальными укладчикамисразу на всю ширину и толщину запроектированного слоя. В бункерах укладочныхмашин следует поддерживать положительную температуру, для чего их нужноутеплять, а перед началом работ подогревать горячим воздухом.
4.30. Уплотнять смеси следует катками на пневматических шинах массой 27 т иболее одновременно по всей ширине уложенного слоя за 12 — 16 проходов по одномуследу. Количество проходов уточняется в начале производства работ. При движениикатков целесообразен шахматный порядок.
В случае необходимости впроцессе уплотнения (за 3 — 4 прохода до его окончания) профилировщиком илиавтогрейдером нужно устранять мелкие неровности на поверхности уплотняемогослоя.
4.31. На готовый слой рекомендуется сразу укладывать вышележащий слойдорожной одежды. В тех случаях, когда этот слой временно не устраивают, следуетзасыпать готовый слой песком или супесью толщиной не менее 10 см и открывать понему движение построечного транспорта. С наступлением устойчивых положительныхтемператур засыпку нужно снять и затем укладывать вышележащий слой дорожнойодежды.
При укреплениикрупнообломочных грунтов нефелиновым или бокситовым шламом засыпку неустраивают.
4.32. Смеси, смерзшиеся в результате резкого понижения температуры воздухаи вследствие этого недоуплотненные, следует при полном их оттаиваниидоуплотнить. При необходимости допускаются доувлажнение и исправлениеповерхности.
4.33. Технология укрепления грунтов сланцевой золой уноса при пониженныхположительных и отрицательных температурах воздуха включает в основном те жеоперации, что и при укреплении грунтов неорганическими вяжущими материалами вобычных условиях, предусмотренные «Инструкцией» СН 25-74 и «Техническими указаниями» ВСН 185-75.
4.34. Особенности технологии строительства конструктивных слоев дорожнойодежды из грунтов, обработанных сланцевой золой уноса при отрицательныхтемпературах, заключаются в следующем:
в зологрунтовую смесь вобязательном порядке следует вводить хлористые соли;
влажность обрабатываемогогрунта не должна быть выше оптимальной;
грунт с золой уноса следуетсмешивать на дороге грунтосмесительными машинами;
уплотнение зологрунтовойсмеси должно быть закончено не позднее чем через 24 ч после введения хлористыхсолей; степень уплотнения слоя должна быть не ниже 0,98 от стандартной плотности;
движение транспорта (заисключением гусеничного) может быть разрешено сразу же после устройства слоя.Перед открытием движения следует засыпать готовый слой песком толщиной 6 — 8см;
при наступлении постоянныхположительных температур за слоем необходимо обеспечить постоянный уход(поливку водой) до момента устройства вышележащего слоя дорожной одежды.
5. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА РАБОТ
5.1. При строительстве оснований и покрытий необходимо контролироватькачество:
исходных материалов и иххранения;
подготовленности местукладки;
приготовления смеси;
транспортирования,распределения и уплотнения смеси;
отделки и ухода запостроенным основанием;
готового основания.
5.2. Контроль качества исходных материалов заключается в проверке их соответствиятребованиям настоящих «Методических рекомендаций» и проводится не реже одногораза в смену.
5.3. Контроль за подготовленностью мест укладки предусматривает проверкусоответствия земляного полотна или нижележащих слоев требованиям СНиП III-40-78.
5.4. Контроль качества приготовления смеси включает систематическуюпроверку:
подготовленностисмесительных установок (обогревающих устройств) к работе в зимних условиях;
плотности растворов вводимыхнезамерзающих добавок и точности их дозирования;
температуры нагревазаполнителей и воды, а также температуры готовой смеси;
точности дозированиясоставляющих смеси (не реже одного раза в смену);
прочности укрепленныхматериалов.
5.5. При назначении плотности растворов противоморозных добавок итемпературы готовой смеси необходимо измерять температуру наружного воздуха иисходных материалов не меньше двух раз в смену.
5.6. Качество смеси следует оценивать по результатам испытания образцовэкспресс-методом (кипячение в воде образцов, изолированных от доступа влаги, втечение не менее 4 ч, охлаждение в течение не менее 1 ч и удвоение результатапри испытании на сжатие). Окончательную оценку нужно давать после испытанияобразцов, приготовленных в соответствии с «Инструкцией» СН 25-74, через 90 сут твердения в нормальных условиях.
5.7. Контроль за правильностью транспортирования смеси заключается в систематическойпроверке:
исправности утепляющихсредств кузовов автомобилей-самосвалов;
тщательности очистки кузововот смеси после ее разгрузки;
температуры смеси в концепути, которая зависит от вида и количества вводимых противоморозных добавок, погоды, начальной температурысмеси, условий и дальности транспортирования смеси.
5.8. При укладке и уплотнении смеси контролируют:
толщину и ширинуукладываемого слоя;
температуру смеси в слое итемпературу воздуха;
правильность технологииукатки;
толщину и плотностьуплотненного слоя.
Степень уплотнения слоянужно контролировать, определяя коэффициент уплотнения согласно «Инструкции» СН25-74.
5.9. Принимать готовое основание нужно перед устройством вышележащего слоядорожной одежды.
Основание должно бытьоднородным, плотным, иметь ровную и чистую поверхность с поперечным уклоном,соответствующим поперечному уклону покрытия. Отклонения размеров основания отпроектных должны быть в пределах, допускаемых СНиП III-40-78.
6. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
6.1. При пониженных положительных температурах работы следует вести также, как обычно в теплое время года. При этом нужно руководствоватьсятребованиями по технике безопасности при устройстве слоев дорожных одежд изматериалов, обработанных минеральными вяжущими.
6.2. При отрицательных температурах работы также необходимо проводить, руководствуясьобщими требованиями по технике безопасности, но с учетом следующихособенностей:
всех рабочих следуетснабжать теплой одеждой, а для обогрева обслуживающего персонала внепосредственной близости от места производства работ устанавливать временнуюотапливаемую будку;
рабочие, занятыерастворением хлористого кальция, а также приготовлением растворов должны бытьобеспечены рукавицами и фартуками;
в связи с увеличениемэлектропроводности смесей из укрепленных материалов с добавками солей требуетсяособенно тщательно соблюдать меры предосторожности при работе сэлектроприборами.
Приложение1ПРИМЕРПОДБОРА РАБОЧЕГО РАСТВОРА СОЛЕЙ
На приготовление 1 м3смеси требуется 162 л воды. Расчетная температура воздуха минус 14 °С. Необходимое количество солей принимаем 9 %NаСl + 6 % СаСl2. в заполнителе, идущем на приготовление 1 м3 смеси,содержится 31 л воды.
Порядок составления рабочегораствора солей приведен далее.
Определяем потребноеколичество безводных солей для приготовления рабочего раствора, идущего назатворение 1 м3 смеси.
Количество безводной соли NаСlсоставит 9 % потребного количества воды:
162×0,09 = 14,6 кг.
Количество безводной солиСаСl2составит 6 % потребного количества воды:
162×0,06 = 9,7 кг.
Определяем потребноеколичество растворов этих солей.
Хлористый натрий применяетсяв виде раствора плотностью 1,15 кг/м3. В 1 кг такого растворасодержится 0,2 кг безводного NаСl (см. прил. 2настоящих «Методических рекомендаций»). Отсюда общее количество раствора NаСl,идущего на затворение 1 м3 смеси, составляет
14,6:0,2 = 73 кг,
или при переводе в объемную дозировку,
73:1,15 = 63,5 л.
Хлористый кальцийприменяется в виде раствора плотностью 1,29 кг/м3. В 1 кг такого растворасодержится 0,31 кг безводного СаСl2 согласно прил. 3настоящих «Методических рекомендаций». Следовательно, общее количествораствора, содержащего 0,7 кг безводного СаСl2, составит
9,7:0,31 = 31,3 кг
или
31,3:1,29 = 24,3 л.
Определяем количество воды,вводимое с концентрированными растворами солей.
С раствором хлористогонатрия вводится вода в количестве
73 — 14,6 = 58,4 кг,
а с раствором хлористого кальция
31,3 — 9,7 = 21,6 кг.
Таким образом, общееколичество воды, вводимое с солевыми растворами, идущими для приготовления 1 м3смеси:
58,4 + 21,6 = 80 кг.
Однако, поскольку взаполнителе содержится 31 л воды, то общее количество воды для затворения 1 м3смеси составит:
162 — 31 = 131 л.
Отсюда количество воды,потребное для составления рабочего раствора солей на 1 м3 смеси:
131 — 80 = 51 л.
Таким образом, на затворение1 м3 смеси необходимо:
л
раствораNаСl (плотность 1,15)…………………….. 63,5
раствораСаСl2(плотность 1,29)……………………. 24,3
воды дляразбавления…………………………………… 51,0
Раздельное введение этихсоставляющих неудобно, поэтому их предварительно смешивают, а затем рабочийраствор обеих солей вводят в бетоносмеситель.
Объем раствора, идущего назатворение 1 м3 смеси:
63,5 + 24,3 + 51 = 138,8 л.
Объем раствора, идущего наодин замес, должен быть пропорционально изменен.
Приложение2СОДЕРЖАНИЕХЛОРИСТОГО НАТРИЯ В РАСТВОРАХ, ИХ ПЛОТНОСТЬ И ТЕМПЕРАТУРА ЗАМЕРЗАНИЯ
Плотность раствора при 20 °С, г/см3 | Содержаниебезводного NаСl, кг | Температуразамерзания, °С | ||
в 1 лраствора | в 1кг раствора | на 1л воды | ||
1,005 | 0,010 | 0,01 | 0,010 | -0,6 |
1,013 | 0,020 | 0,02 | 0,020 | -1,2 |
1,020 | 0,031 | 0,03 | 0,031 | -1,8 |
1,034 | 0,052 | 0,05 | 0,053 | -3,1 |
1,041 | 0,062 | 0,06 | 0,064 | -3,7 |
1,049 | 0,073 | 0,07 | 0,075 | -4,4 |
1,056 | 0,084 | 0,08 | 0,087 | -5,2 |
1,064 | 0,096 | 0,09 | 0,099 | -5,9 |
1,071 | 0,107 | 0,10 | 0,111 | -6,7 |
1,079 | 0,119 | 0,11 | 0,123 | -7,5 |
1,086 | 0,130 | 0,12 | 0,136 | -8,4 |
1,094 | 0,142 | 0,13 | 0,150 | -9,2 |
1,101 | 0,154 | 0,14 | 0,163 | -10,1 |
1,109 | 0,166 | 0,15 | 0,176 | -11,0 |
1,116 | 0,179 | 0,16 | 0,190 | -12,0 |
1,124 | 0,191 | 0,17 | 0,205 | -13,1 |
1,132 | 0,204 | 0,18 | 0,220 | -14,2 |
1,140 | 0,217 | 0,19 | 0,235 | -15,3 |
1,150 | 0,230 | 0,20 | 0,250 | -16,5 |
1,156 | 0,243 | 0,21 | 0,266 | -17,9 |
1,164 | 0,256 | 0,22 | 0,282 | -19,4 |
1,172 | 0,270 | 0,23 | 0,299 | -21,1 |
Приложение3СОДЕРЖАНИЕХЛОРИСТОГО КАЛЬЦИЯ В РАСТВОРАХ, ИХ ПЛОТНОСТЬ И ТЕМПЕРАТУРА ЗАМЕРЗАНИЯ
Плотность раствора при 20 °С, г/см3 | Содержаниебезводного CаСl2, кг | Температуразамерзания, °С | ||
в 1 лраствора | в 1кг раствора | на 1л воды | ||
1,015 | 0,020 | 0,02 | 0,020 | -1,0 |
1,032 | 0,041 | 0,04 | 0,042 | -2,0 |
1,049 | 0,063 | 0,06 | 0,064 | -3,1 |
1,066 | 0,085 | 0,08 | 0,087 | -4,2 |
1,084 | 0,108 | 0,10 | 0,111 | -5,7 |
1,102 | 0,132 | 0,12 | 0,136 | -7,5 |
1,120 | 0,157 | 0,14 | 0,163 | -9,5 |
1,139 | 0,182 | 0,16 | 0,190 | -11,7 |
1,148 | 0,195 | 0,17 | 0,205 | -13,0 |
1,158 | 0,209 | 0,18 | 0,220 | -14,4 |
1,168 | 0,222 | 0,19 | 0,235 | -15,9 |
1,178 | 0,236 | 0,20 | 0,250 | -17,6 |
1,180 | 0,250 | 0,21 | 0,266 | -19,4 |
1,198 | 0,264 | 0,22 | 0,282 | -21,4 |
1,208 | 0,278 | 0,23 | 0,299 | -23,7 |
1,218 | 0,293 | 0,24 | 0,316 | -26,2 |
1,228 | 0,307 | 0,25 | 0,333 | -29,0 |
1,239 | 0,322 | 0,26 | 0,351 | -32,1 |
1,249 | 0,337 | 0,27 | 0,369 | -36,1 |
1,260 | 0,353 | 0,28 | 0,391 | -40,7 |
1,271 | 0,369 | 0,29 | 0,408 | -45,2 |
1,282 | 0,385 | 0,30 | 0,411 | -50,2 |
1,290 | 0,402 | 0,31 | 0,427 | -55,0 |
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие. 1 1.Общие положения. 2 2.Требования к материалам.. 3 Грунтыи каменные материалы.. 3 Медленнотвердеющиевяжущие. 3 Противоморозныедобавки. 5 Укрепленныематериалы.. 5 3.Проектирование составов смесей. 5 4.Строительство оснований и покрытий при пониженных положительных иотрицательных температурах. 7 Приготовлениеводных растворов солей. 7 Устройствооснований и покрытий из отвального нефелинового или бокситового шлама вчистом виде. 8 Устройствооснований и покрытий из щебня, обработанного в верхней части нефелиновым илибокситовым шламом.. 9 Устройствооснований и покрытий из крупнообломочных и песчаных грунтов, обработанныхмедленнотвердеющим вяжущим.. 10 Устройствооснований и покрытий из супесчаных и суглинистых грунтов, обработанныхсланцевой золой уноса. 11 5.Контроль качества работ. 12 6.Техника безопасности. 13 Приложение1. Пример подбора рабочего раствора солей. 13 Приложение2. Содержание хлористого натрия в растворах, ихплотность и температура замерзания. 14 Приложение 3. Содержаниехлористого кальция в растворах, их плотность и температура замерзания. 14 |
Поиск по каталогу, статьям, СНиПам:
Кроме быстрого и качественного ремонта труб отопления, оказываем профессиональный монтаж систем отопления под ключ. На нашей странице по тематике отопления > https://resant.ru/otoplenie-doma.html < можно посмотреть и ознакомиться с примерами наших работ. Но более точно, по стоимости работ и оборудования лучше уточнить у инженера.
Для связи используйте контактный телефон ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ 8(495) 744-67-74, на который можно звонить круглосуточно.
Ремонт квартир, загородных домов, кровля, фундаменты, заборы, ограждения, автономная газификация, частная канализация, отделка фасадов, системы водоснабжения от колодца и скважины, профессиональные современные котельные для частных домов и предприятий. |
Системы: отопления, водоснабжения, канализации. Под ключ. |
Холдинговая компания СпецСтройАльянс |
Прокладка, ремонт и монтаж тепловых сетей, теплотрасс под ключ. Для частных домов и предприятий. |
ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ имеет год основания 1999г. Сотрудники компании имеют Московскую прописку и славянское происхождение, оплата происходит любым удобным способом, при необходимости предоставляются работы в кредит.
Наш основной информационный портал (сайт)
Строительно монтажная компания ДИЗАЙН ПРЕСТИЖРемонт труб отопления водоснабжения
г. Москва, Пятницкое шоссе, 55А
Телефон: +7 (495) 744-67-74Мы работаем ежедневно с 06:00 до 24:00Офис компании расположен рядом с районами: Митино, Тушино, Строгино, Щукино.
Ближайшее метро: Тушинская, Сходненская, Планерная, Волоколамская, Митино.
Рядом расположены шоссе: Волоколамское шоссе, Пятницкое шоссе, Ленинградское шоссе.
Сергиев Посад, Дзержинский, Мытищи, Лобня, Пущино, Фряново, Высоковск, Талдом, Воскресенск, Калининец, Павловская Слобода, Дубна, Серебряные Пруды, Пушкино, Дрезна, Верея, Дмитров, Коломна, Люберцы, Фрязино, Малаховка, Железнодорожный, Троицк, Ожерелье, Хотьково, Красково, Ногинск, Монино, Томилино, Дедовск, Кашира, Истра, Павловский Посад, Краснозаводск, Серпухов, Пересвет, Долгопрудный, Электроугли, Балашиха, Волоколамск, Подольск, Лосино-Петровский, Ступино, Звенигород, Бронницы, Раменское, Протвино, Старая Купавна, Зеленоград, Ликино-Дулево, Одинцово, Видное, Электрогорск, Куровское, Озеры, Реутов, Юбилейный, Наро-Фоминск, Клин, Климовск, Лесной городок, Щелково, Химки, Оболенск, Селятино, Королев, Апрелевка, Краснознаменск, Рошаль, Голицыно, Можайск, Сходня, Черноголовка, Луховицы, Красноармейск, Кубинка, Дорохово, Быково, Руза, Шатура, Зарайск, Орехово-Зуево, Красногорск, Электросталь, Домодедово, Софрино, Котельники, Ивантеевка, Чехов, Нахабино, Обухово, Лыткарино, Солнечногорск, Егорьевск, Лотошино, Шаховская, Тучково, Жуковский, Щербинка.