Ремонт насоса водоснабжения и отопления производится по следующим технологиям с использованием ...
ПодробнееРемонт насоса водоснабжения и отопления производится по следующим технологиям с использованием ...
ПодробнееРемонт насоса водоснабжения и отопления производится по следующим технологиям с использованием ...
ПодробнееРемонт насоса водоснабжения и отопления производится по следующим технологиям с использованием ...
ПодробнееСодержание статьи:
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПЛАСТИФИЦИРУЮЩИХ ДОБАВОК НОВОГОПОКОЛЕНИЯ ДЛЯ БЕТОНОВ В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
(РОСАВТОДОР)
МОСКВА, 2003 г.
| Утверждено |
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 1.Общие положения. 2. Рекомендации по материалам для монолитного дорожногобетона с добавками-суперпластификаторами и комплексными добавками на ихоснове. 3. Особенности подбора составов монолитного дорожногобетона с добавкой С-3 и комплексной добавкой типа С-3+СНВ. 4.Особенности технологии бетонных работ с добавками С-3и комплексными на её основе. 5. Контроль качества и приёмка бетонной смеси и бетона. 6. Охрана труда и обеспечение экологическойбезопасности при использовании в дорожном бетоне добавок-суперпластификаторовтипа С-3 и комплексных на её основе. Приложение 1. Перечень нормативных документов, накоторые есть ссылки в тексте «Рекомендаций…». Приложение 2. Показатели качества суперпластификатораС-3. (выписка из ТУ 6-14-625) Приложение 3. Показатели качества воздухововлекающейдобавки СНВ. (выписка из ТУ 13-00281074-75-98) Приложение 4. Концентрация и плотность водных растворовдобавок.
|
ПРЕДИСЛОВИЕ
«Рекомендации по применению пластифицирующихдобавок нового поколения для бетонов в дорожном строительстве» разработаныСоюздорнии по контракту с Росавтодором № ПО-12-556-1 от 30 октября 2002 г.
Цель работы. Разработка рекомендательногодокумента по эффективному применению пластифицирующих добавок нового поколениядля повышения качества и долговечности дорожного бетона, снижения стоимостистроительства.
Пластифицирующие добавки нового поколения- это добавки-суперпластификаторы типа С-3 и комплексные добавки на их основе.По сравнению с традиционно применявшимися в дорожном бетоне с середины прошлоговека пластифицирующими добавками технических лигносульфонатов добавки С-3оказались, как минимум, вдвое эффективнее. При этом ничего более эффективного,принципиально отличного по сравнению с суперпластификаторами в настоящее времяне разработано. Одновременно расширяется номенклатурадобавок-суперпластификаторов, исходного сырья, заводов-изготовителей.Разработаны новые технические условия на эти добавки.
Строительство монолитных цементобетонныхпокрытий и оснований автомобильных дорог, а также условия их эксплуатации имеютсвои особенности. Главные из них — это необходимость транспортировать готовуюцементобетонную смесь, содержащую нормированный объём вовлечённого воздуха, назначительные расстояния и воздействие на дорожный бетон (покрытий, бортовогокамня, тротуарной плитки, блоков ограждений и др. бетонных и железобетонныхэлементов дорожного обустройства) в процессе эксплуатации попеременногозамораживания-оттаивания в присутствие хлористых солей-антиобледенителей.Разработанные рекомендации отражают эти особенности дорожного бетона.
1. Общие положения.
1.1. Настоящие рекомендации распространяются на готовыебетонные смеси, применяемые в дорожном строительстве с использованиеммонолитного тяжёлого бетона с добавками-суперпластификаторами С-3 икомплексными добавками типа С-3+СНВ (далее дорожный бетон).
Рекомендации предназначены длястроительства цементобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог и приизготовлении монолитных и сборных изделий и конструкций дорожного обустройства,а также при использовании цементобетона в мостостроении. Рекомендации опираютсяна действующие нормативно-технические документы, относящиеся к дорожному бетонуи строительству цементобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог (ГОСТ 7473, ГОСТ26633, ГОСТ24211, СНиП 2.05.02, СНиП 3.06.03). Рекомендациирассчитаны на использование существующей технологии работ и стандартныхматериалов для дорожного бетона, на применение серийно выпускаемыхбетоносмесительных установок, бетоноукладочных машин и механизмов.
1.2. В дорожном бетоне, предназначенномдля эксплуатации в условиях совместного действия циклическогозамораживания-оттаивания и антигололёдных реагентов, марок по морозостойкостиР и выше (по второму базовому методу испытания бетона на морозостойкость по ГОСТ 60),рекомендуется применение воздухововлекающих (газообразующих) добавок (ГОСТ26633). При использовании воздухововлекающих добавок объём вовлечённого вбетонную смесь воздуха составляет 5-7 %. Невыполнение указанных рекомендацийприводит к снижению долговечности дорожного бетона.
1.3. Все необходимые свойства готовойбетонной смеси (удобоукладываемость, содержание вовлечённого воздуха,нерасслаиваемость, удобообрабатываемость и др.) обеспечиваются на месте укладкимонолитного бетона (на стройплощадке), с учётом времени и условий еётранспортирования и времени необходимыхтехнологических перерывов.
1.4. Рекомендуемое времятранспортирования бетонной смеси с добавками типа С-3 и комплексными типаС-3+СНВ не превышает 60 мин., время от момента приготовления бетонной смеси доеё уплотнения — 120 мин. (не превышает срок начала схватыванияпортландцемента).
1.5. Рекомендуемое время перемешиваниякомпонентов бетонной смеси после введения воды затворения и химических добавоксоставляет 1 мин. и более в смесителях принудительного перемешивания и не менее2 мин. в смесителях гравитационного типа и соответствует ГОСТ 7473.
1.6. Для монолитного дорожного бетона с химическимидобавками рекомендуется дополнительно вести статистический контроль прочностипо ГОСТ 18105по образцам, отформованным на месте укладки бетона (на стройплощадке) с учётомфактической температуры твердения бетона. Особенно это относится к бетонам своздухововлекающими добавками, где вариация содержания вовлечённого воздуха в смеси во время её транспортированияувеличивает неоднородность бетона.
При отказе от ведения статистическогоконтроля прочности монолитного дорожного бетона на стройплощадке, в случае,оговоренном п.2.2 ГОСТ18105, рекомендуется назначить при подборе и корректировке состава бетонавеличину среднего уровня прочности (Rу) и величину требуемой прочности (Rт) в виде Rу = Rт = 1,41 В норм. или Rу=1,57 В норм., Rт=1,43 В норм. (ГОСТ 18105, ГОСТ 27006). Эти характеристикипрочности бетона, величины Rу и Rт, рекомендуется указать в договоре поставки бетоннойсмеси и в задании на подбор состава бетона.
1.7. На месте укладки дорожного бетона с добавками С-3,С-3+СНВ рекомендуется увеличить объём контроля качества бетонной смеси ибетона, в том числе, вести помашинно приёмку и выбраковку бетонной смеси.Контролируют при этом величины удобоукладываемости, плотности и содержаниявовлечённого воздуха бетонной смеси, а также, при необходимости,удобообрабатываемость (визуально) и показатели расслоения смеси (визуально иинструментально).
Бетонные смеси с добавками С-3, С-3+СНВотличаются повышенной чувствительностью к любым нарушениям технологииприготовления и укладки монолитного дорожного бетона.
1.8. Контроль морозостойкости монолитного дорожного бетонас комплексными химическими добавками рекомендуется вести не только нацементобетонном заводе, но также по образцам, формуемым на месте укладки бетонаи твердеющим в условиях фактического твердения бетона в конструкции додостижения проектной прочности.
При этом существующий объём контроляморозостойкости дорожного бетона предусматривает не менее одного испытания вквартал. Больший объём контроля может устанавливаться самостоятельно подряднойорганизацией, (например, в случаях изменения состава бетона и технологиибетонных работ), а также по требованию организации-заказчика и проектнойорганизации.
1.9. При подборе состава и проведениисертификационных испытаний дорожного бетона с комплексными химическимидобавками типа С-3+СНВ рекомендуется использовать, как правило, второй базовыйметод контроля морозостойкости (ГОСТ 60). Третийускоренный метод рекомендуется использовать после проведения сравнительныхиспытаний и уточнения корреляции со вторым базовым методом на стадии подборасостава бетона.
2. Рекомендации по материаламдля монолитного дорожного бетона с добавками-суперпластификаторами икомплексными добавками на их основе.
2.1. Для приготовления готовой бетонной смеси длямонолитного тяжёлого дорожного бетона с добавками С-3 и комплексными добавкамитипа С-3+СНВ рекомендуется применять портландцемент по ГОСТ 10178марок ПЦ 500-ДО-Н, ПЦ 400-ДО-Н, ПЦ 500-Д5-Н, ПЦ 500-Д20-Н, ПЦ 400-Д5-Н, ПЦ400-Д20-Н как для бетона покрытий автомобильных дорог и аэродромов (ГОСТ 10178,п. 1.14).
Важно при этом, чтобы начало схватыванияцемента (по ГОСТ310.3) наступало не ранее 2 часов.
В качестве минеральной добавкирекомендуется применение только доменного гранулированного шлака в количествене более 15 % массы.
Рекомендуется применять портландцементбез признаков ложного схватывания.
Также рекомендуется, чтобы портландцементне содержал пластифицирующие, гидрофобизирующие или органическиетехнологические добавки (типа добавки триэтаноламина) без проведениясоответствующих обосновывающих испытаний (исследований) дорожного бетона,учитывающих конкретные условия строительства.
2.2. Применение добавок типа С-3 икомплексных на их основе не устраняет эффект ложного схватывания в цементе.
2.3. Рекомендуется применение песка длямонолитного дорожного бетона с добавками-суперпластификаторами по ГОСТ26633 и ГОСТ 8736. Какправило, в бетоне с вовлечённым воздухом применяют мелкий и среднийкварцево-полевошпатовый песок I класса.Предпочтение рекомендуется отдавать песку с модулем крупности 1,8-2,2. Щебеньдля монолитного дорожного бетона с добавками-суперпластификаторами рекомендуетсяприменять по ГОСТ 26633 и ГОСТ8267. Как правило, в бетоне с вовлечённым воздухом применяют гранитныйщебень фракций 5-10 мм. и 10-20 мм. при наибольшей крупности зёрен 20 мм., атакже 5-20 мм. и 20-40 мм. при наибольшей крупности зёрен 40 мм., дозируемыхраздельно.
2.4. Добавку-суперпластификатор С-3применяют по ТУ 2601-001-013-00164-99 или ТУ 6-14-625-80.
2.5. Гарантийный срок хранения добавокС-3 составляет один год. Водные растворы добавок С-3 хранят в условиях,исключающих замораживание и попадание посторонних предметов.
При использовании С-3 после гарантийногосрока хранения, а также при нарушении условий хранения добавки (например, послезамораживания и оттаивания), определяют эффективность добавки С-3 в бетоне.
2.6. Добавку СНВ применяют по ТУ2453-001-00250903-03, ТУ 13-00281074-75-98 или ТУ 81-05-7-74.
2.7 Воду затворения применяют по ГОСТ23732. Как правило, для приготовления бетонной смеси с комплекснымихимическими добавками рекомендуется использовать питьевую воду.
3. Особенности подборасоставов монолитного дорожного бетона с добавкой С-3 и комплексной добавкойтипа С-3+СНВ.
3.1. Составы монолитного дорожного бетонас добавками С-3 и С-3+СНВ рекомендуется подбирать расчётно-экспериментальнымметодом (методом абсолютных объёмов) с учётом требований ГОСТ 27006, используя обобщённыезависимости марочной прочности бетона от прочности цемента, соотношения цементаи воды в бетоне и содержания вовлечённого в бетонную смесь воздуха (формулыСоюздорНИИ):
R =0,6 Rц (Ц/В — 0,5)(1 — 0,06 Vв), для В/Ц > 0,40;
R =0,4 Rц (Ц/В + 0,5)(1 — 0,06 Vв), для В/Ц < 0,40;
Rtf =0,39 Rtfц (Ц/В — 0,1)(1 — 0,025 Vв),
где R, Rtf — марочнаяпрочность бетона на сжатие и на растяжение при изгибе по ГОСТ 10180,МПа;
Rц, Rtfц — прочность(активность) цемента на сжатие и на растяжение при изгибе по ГОСТ310.4, МПа;
Vв — объём вовлечённого в бетонную смесь воздуха (ГОСТ 10181), %,Ув-до 10 %, Ц/В — цементоводное отношение.
3.2. Расчёт начального состава бетонапроводится на основе указанной в п.3.1 зависимости для прочности дорожногобетона на растяжение при изгибе. По этой формуле определяется необходимоеводоцементное отношение (В/Ц). При этом, водоцементное отношение бетонной смесис добавкой С-3+СНВ для бетона покрытий не рекомендуется превышать 0,45 примарке по морозостойкости дорожного бетона F и F150 и величины0,40 при проектной марке F200 и выше.
Величина водосодержания бетонной смеси (В)определяется по известным данным и уточняется экспериментально в зависимости откачества и характеристик используемых в бетоне материалов, в соответствии сзаданием на подбор состава бетона. Например, водопотребность малоподвижнойбетонной смеси (марки по удобоукладываемости П1) для бетона покрытий,приготовленной с использованием портландцемента с показателем нормальнойгустоты 25 %, кварцево-полевошпатового песка с модулем крупности 2,0,гранитного щебня фракции 5-20 мм., комплексной добавки С-3+СНВ, принормированном содержании вовлечённого воздуха составляет 140-150 кг/м3.
По значениям В и В/Ц определяют начальныйрасход цемента, Ц = В:(В/Ц), кг/м3.
Расход щебня и других компонентов бетонаопределяют методом абсолютных объёмов с помощью коэффициента раздвижки зёренщебня раствором, рекомендуемая величина которого находится в пределах 1,5-1,9 взависимости от крупности применяемого песка, требуемой подвижности (жёсткости)смеси.
Расход песка рассчитывают с учётом объёмавовлечённого в бетонную смесь воздуха.
3.3. При подборе составов монолитногодорожного бетона с добавками С-3, С-3+СНВ свойства бетонной смеси рекомендуетсяопределять через 5, 30 и 60 мин. после перемешивания. Это позволяет определитьсвойства смеси сразу после приготовления, а также оценить влияние на ихвеличину времени транспортирования смеси. Бетонная смесь в течение этогопериода хранится в условиях, исключающих испарение влаги. При этомрекомендуется обратить внимание на интенсивность изменения удобоукладываемостибетонной смеси (на снижение подвижности или увеличение жёсткости) и содержаниявовлечённого в бетонную смесь воздуха. Высокая интенсивность изменения свойствбетонной смеси со временем косвенно свидетельствует о вероятном снижениикачества бетона, прежде всего, его морозостойкости, а также удобоукладываемостии удобообрабатываемости бетонной смеси на месте укладки бетона. Как правило,подвижность бетонной смеси с добавками С-3 и С-3+СНВ уменьшается в течение30-60 мин. на 1-4 см., а объём вовлечённого воздуха — на 1-3 %, в зависимостиот конкретных условий строительства, что определяется на стадии подбора составабетона. Если фактические потери удобоукладываемости и вовлечённого воздухабетонной смесью превышают указанные пределы, корректируют или изменяют составбетона, а также, при необходимости, изменяют технологию и организацию работ илиноменклатуру применяемых материалов. Не рекомендуется допускать более высокиепотери подвижности и воздухосодержания бетонной смеси во время еётранспортирования. Требования к сохраняемости свойств бетонной смеси отражают взадании на подбор состава дорожного бетона.
3.4. Малоподвижные и умеренно-жёсткиебетонные смеси марок по удобоукладываемости П1, Ж1 с добавкой С-3, С-3+СНВ,ЛСТ+С-3+СНВ отличаются соотношением между показателями подвижности и жёсткостиот смесей с обычными пластифицирующими добавками типа ЛСТ, а также от добавоктипа С-3 в неоптимальных (малых) дозировках, 0,3 % и менее: при меньшемпоказателе подвижности (величине осадки стандартного конуса) онихарактеризуются меньшей величиной жёсткости и лучшей формуемостью.
3.5. Добавки-суперпластификаторы типа С-3перечисленных выше заводов-изготовителей и различной формы выпуска практическине отличаются по своей эффективности в диапазоне рекомендуемых дозировок: 0,6-1% для малоподвижных и умеренно-жёстких бетонных смесей марок поудобоукладываемости П2 и ниже и 0,3-0,7 % для высокоподвижных и литых(самоуплотняющихся) бетонных смесей марок П3-П4. Дозировка добавок назначаетсяв процентах массы цемента в расчёте на сухой продукт (продукт %концентрации).
При использовании добавок С-3 в дорожномбетоне учитывают, что готовые бетонные смеси с более высокими дозировками С-3(0,7-1 %) обычно более интенсивно теряют подвижность через 30-60 мин.транспортирования, чем смеси с более низкой дозировкой добавки (0,3-0,5 %), взависимости от конкретных условий строительства.
3.6. Рекомендуемая дозировкавоздухововлекающей добавки СНВ, применяемой в дорожном бетоне совместно сдобавкой С-3, находится в пределах 0,005-0,03 % и определяется экспериментально.При этом, более высокую дозировку добавки СНВ (в указанном диапазоне значений)обычно применяют в малоподвижных и умеренно жёстких бетонных смесях, болеенизкую — в высокоподвижных и литых.
При использовании комплексных добавоктипа С-3+СНВ в дорожном бетоне учитывают, что содержание вовлечённого воздуха ввысокоподвижных (литых) бетонных смесях более интенсивно уменьшается современем транспортирования и технологических перерывов, чем в малоподвижных(умеренно жёстких). Вовлечённый воздух легче «уходит» из более подвижных (менеевязких) бетонных смесей. В то же время, в определённом диапазоне значений,повышение подвижности (осадки стандартного конуса) малоподвижной бетоннойсмеси, при прочих равных условиях, приводит к повышению содержания в нейвовлечённого воздуха сразу после перемешивания бетонной смеси.
Кроме этого, воздухосодержание бетоннойсмеси существенно зависит от состава бетона (главным образом, от водоцементногоотношения и коэффициента раздвижки зёрен щебня раствором), от показателейкачества применяемых в бетоне цемента и заполнителей (существенно, от крупностии чистоты песка), от качества перемешивания и режима уплотнения смеси,температуры воздуха и др.
3.7.Оптимальные дозировки добавок С-3 иСНВ определяют на стадии подбора состава бетона и корректируют в процессепроизводства работ, с учётом конкретных условий строительства. В частности, сучётом температуры окружающего воздуха.
3.8. Время перемешивания бетонной смеси сдобавками С-3 и комплексными С-3+СНВ соответствует п.1.6 и уточняют при подборе состава бетона при оценке качестваперемешивания.
3.9. В дорожном бетоне возможноприменение комплексных добавок типа ЛСТ+С-3, ЛСТ+С-3+СНВ. Это позволяет уменьшитьдозировку С-3 на 30-50 % и, как правило, повышает эффективность действиявоздухововлекающей добавки СНВ. Дозировка ЛСТ при этом обычно составляет, всреднем, 0,2 % массы цемента (0,1-0,3 %).
3.10. Применение добавок С-3, ЛСТ+С-3, взависимости от состава бетона, может сопровождаться некоторымвоздухововлечением в бетонную смесь, которое, как правило, не способствуетповышению морозостойкости тяжёлого бетона и не отменяет применениевоздухововлекающей добавки типа СНВ.
3.11. При подборе составов дорожногобетона рекомендуется дополнительно определять нормальную густоту и срокисхватывания цемента с добавками С-3 или С-3+ЛСТ по ГОСТ310.3-76*, а также водоотделение цемента с добавками по ГОСТ 310.6. Это позволяетпрогнозировать влияние добавок на свойства готовой бетонной смеси, в том числе,на расслоение бетонной смеси и на сохраняемость свойств смеси со временем.
Как правило, применение добавки С-3 воптимальной дозировке приводит к снижению нормальной густоты цементного тестана 10-20 %, не изменяет или несколько отодвигает срок начала и конца схватывания(на 30-60 мин.), не изменяет или немного увеличивает водоотделение цемента (неболее, чем до 30 %).
3.12. Для прогнозирования долговечностидорожного бетона с добавками С-3 и комплексными на их основе рекомендуется приподборе состава и приёмке дополнительно определять параметры пористости бетонапо ГОСТ12730.0-4.
3.13. Подобранный состав дорожного бетонапроверяют на соответствие всем требованиям, указанным в задании на подбор, припробном выпуске бетонной смеси и пробном бетонировании.
4. Особенноститехнологии бетонных работ с добавками С-3 и комплексными на её основе.
4.1. Бетонную смесь для дорожного бетонас добавками типа С-3, ЛСТ+С-3, С-3+СНВ, ЛСТ+С-3+СНВ приготавливают по ГОСТ 7473, ГОСТ26633, а бетонные работы ведут по СНиП 3.06.03, СНиП 3.03.01, СНиП 3.09.04, и понижеследующим рекомендациям.
4.2. Добавки-суперпластификаторы вводят вбетонную смесь либо с водой затворения, либо при перемешивании смесинепосредственно в барабан смесителя.
4.3. Погрешность дозирования добавок С-3,ЛСТ, СНВ не превышает ±1 % (по массе), как для цемента и воды (ГОСТ 7473).
Концентрацию водных растворов добавок С-3и комплексных на их основе определяют, как правило, с помощью денсиметров(аэрометров) или выпариванием (при 105-120°С).
4.4. Добавки типа С-3 вводят в бетоннуюсмесь в виде водных растворов, обычно, 10-20 % концентрации. Возможнодозирование добавок-суперпластификаторов, поставляемых в жидком виде, в видеводных растворов товарной концентрации (33-39 %). Порошкообразную добавку С-3следует растворить предварительно в холодной или тёплой воде (50-70°С).
4.5. В водных растворах добавок С-3возможно выпадение осадка. Для предотвращения расслоения водных растворовдобавок предусматривают их перемешивание любым имеющимся в наличие способом,например, сжатым воздухом (барботированием).
4.6. При применении добавок типа С-3+ЛСТ,С-3+СНВ, ЛСТ+С-3+СНВ все компоненты комплексных добавок дозируют раздельно.
4.7. При использованииавтобетоносмесителей возможно введение добавок С-3, СНВ в готовую бетоннуюсмесь на месте укладки бетона (на стройплощадке). При этом время перемешиванияготовой бетонной смеси с вновь введённой добавкой составляет 5 мин. и более иуточняется при пробном бетонировании с учётом конкретных условий строительства.
Схему введения добавок или части добавокна месте укладки бетона отрабатывают при подборе состава бетона и на стадиипробного бетонирования. Она, в частности, включает в себя лабораторный контролькачества получаемой бетонной смеси на всех технологических этапах.
4.8. При назначении рабочего составабетона, помимо влажности заполнителей, учитывают количество воды, находящееся вводных растворах добавок.
4.9. При работе с добавками С-3 учитываютповышенную чувствительность бетонной смеси к изменению водосодержания.
4.10. Передозировка добавки С-3, как иповышенное водосодержание бетонной смеси, может вызвать расслоение(водоотделение) бетонной смеси, в последующем — шелушение и растрескиваниеповерхности бетона, снижение его прочности и морозостойкости.
5. Контроль качества иприёмка бетонной смеси и бетона.
5.1. При контроле качества и приёмкеготовой бетонной смеси для дорожного бетона с добавками типа С-3, С-3+СНВС-3+ЛСТ, С-3+ЛСТ+СНВ руководствуются положениями ГОСТ 7473, ГОСТ 26633 и СНиП 3.06.03. Также при этом используютнормативно-технические документы на конкретные виды изделий и конструкцийдорожного строительства (на бортовой камень, тротуарную плитку, блокиограждений, водоотводные лотки и пр.).
5.2. На цементобетонном заводе приприготовлении бетонной смеси с добавками С-3 и комплексными на их основе приприёмке готовой бетонной смеси контролируют:
— качество материалов для бетона;
— состояние оборудования для дозированияи перемешивания компонентов бетонной смеси, для растворения химических добавок;
— концентрацию водных растворов добавок иправильность их дозирования;
— удобоукладываемость, воздухосодержание,плотность и, при необходимости, показатели расслоения бетонной смеси по ГОСТ 10181 и еётемпературу;
— режимы перемешивания итранспортирования бетонной смеси.
5.3. Тарировку дозаторовбетоносмесительной установки осуществляют не реже одного раза в месяц.
5.4. На месте укладки бетона (на стройплощадке)при приёмке готовой бетонной смеси контролируют, с учётом требований п. 1.8:
— удобоукладываемость, воздухосодержание,плотность, удобообрабатываемость и, при необходимости, показатели расслоениябетонной смеси и её температуру;
— время и условия транспортированиябетонной смеси;
— готовность нижележащих слоев дорожнойодежды к устройству слоя основания или покрытия, к установке (монтажу) изделийи конструкций дорожного строительства;
— технологический режим распределения иуплотнения бетонной смеси;
— условия твердения бетона, технологиюухода за свежеуложенным дорожным бетоном.
5.5. Контроль прочности бетонаосуществляется в соответствие с требованиями ГОСТ 18105 с учётом рекомендацийп. 1.7. При необходимости, прочность бетонаконтролируют также с помощью испытания образцов-кернов, выбуренных из покрытияили основания автомобильной дороги (СНиП 3.06.03, ГОСТ28570).
5.6. Контроль морозостойкости дорожногобетона осуществляют по ГОСТ 60 с учётомрекомендаций п. 1.9, п. 1.10.Для получения более оперативной и дополнительной информации о морозостойкостидорожного бетона, рекомендуется дополнительно использовать также другие методыопределения морозостойкости. Например, использовать «Методические рекомендациипо испытанию дорожного бетона на коррозионную стойкость против совместногодействия хлористых солей и мороза» (М., СоюздорНИИ, 1975 г.).
5.7. При контроле качества дорожного бетонас добавками С-3 и комплексными на их основе, для прогнозирования егодолговечности, рекомендуется дополнительно определять параметры пористостибетона по ГОСТ12730.0-4.
6. Охрана труда иобеспечение экологической безопасности при использовании в дорожном бетонедобавок-суперпластификаторов типа С-3 и комплексных на её основе.
6.1. При производстве работ сиспользованием добавки С-3 и комплексных добавок на её основе в дорожном бетонеиспользуют СНиП12-03, часть 1, СНиП12-04, часть 2 , технические условия на добавки С-3, СНВ, ЛСТ инижеследующие положения.
6.2. Жидкий концентрат (водный раствортоварной концентрации) С-3 пожаробезопасен. При высыхании образуеттрудногорючее вещество.
6.3. Суперпластификатор С-3, как добавкиСНВ и ЛСТ, является умеренно токсичным веществом (3-его класса опасности). Онобладает раздражающим действием на слизистые оболочки, на незащищённые участкикожи.
6.4. Порошкообразный продукт С-3пожароопасен, вызывает раздражение слизистых оболочек, органов дыхания.
6.5. Добавка С-3 не обладаеткумулятивными свойствами.
6.6. Помещения, предназначенные дляработы с добавкой С-3, оборудуют приточно-вытяжной вентиляцией.
6.7. Рабочие и лаборанты, занятые наработах по приготовлению водных растворов С-3 и контролю их концентрации,проходят специальный инструктаж. Их обеспечивают резиновыми перчатками,сапогами, защитными очками, а также молоком. При работе с порошкообразной добавкой С-3 рабочие (лаборанты) обеспечиваютсяреспираторами. Рабочие (лаборанты) также ежегодно проходят специальноемедицинское обследование.
6.8. Не принимают пищу в помещениях, гдехранят или приготавливают водные растворы добавки С-3, остерегаются попаданиядобавки С-3 на незащищённые участки кожи.
6.9. При попадании добавки С-3 на кожу еёсмывают тёплой водой, а при попадании в глаза — также промывают слабымраствором борной кислоты.
6.10. К работам с добавками С-3 икомплексными на их основе не привлекаются лица, имеющие повреждения кожи рук илица.
6.11. При использовании комплексныхдобавок типа С-3+СНВ, ЛСТ+С-3+СНВ, ЛСТ+С-3 рекомендуется проверять, не приводитли смешение их компонентов к химической реакции с выделением токсичных газов,появлению неприятного запаха, выпадению осадка, хлопьев и т.п. При появлениикаких-либо признаков химической реакции, применение комплексной добавкиприостанавливается до выяснения причин и последствий взаимодействия еёкомпонентов.
Генеральныйдиректор СоюздорНИИ | В. М. Юмашев |
Зав.лабораторией дорожного бетона | А. М. Шейнин |
Зам.заведующего лабораторией | С. В. Эккель |
Приложение 1.
Перечень нормативных документов, на которые есть ссылки в тексте «Рекомендаций…».
1. ГОСТ 7473-94. Смеси бетонные.Технические условия.
2. ГОСТ 26633-91*.Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия.
3. ГОСТ10180-90. Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам.
4. ГОСТ28570-90. Бетоны. Методы определения прочности по образцам, отобранным изконструкций.
5. ГОСТ 10181-2000. Смеси бетонные.Методы испытаний.
6. ГОСТ 60-95.Бетоны.Методы определения морозостойкости.
7. ГОСТ12730.0-5-78. Бетоны. Методыопределения плотности, влажности, водопоглощения, пористости иводонепроницаемости.
8. ГОСТ 18105-86. Бетоны. Правилаконтроля прочности.
9. ГОСТ 27006-86. Бетоны. Правилаподбора состава.
10. ГОСТ 10178-85.Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия.
11. ГОСТ 310.1-3.76,ГОСТ310.4-81*, ГОСТ 310.5-88, ГОСТ 310.6-85.Цементы. Методы испытаний.
12. ГОСТ 8736-93*.Песок для строительных работ. Технические условия.
13. ГОСТ8267-93*. Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ.Технические условия.
14. ГОСТ 23732-79.Вода для бетонов и растворов. Технические условия.
15. ГОСТ24211-91. Добавки для бетонов. Общие технические требования.
16. СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги.
17. СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги.
18. СНиП 3.03.01-87. Несущие иограждающие конструкции.
19 СНиП3.09.04-85. Производство сборных железобетонных конструкций и изделий.
20. СНиП12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.
21. СНиП12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительноепроизводство.
22. ТУ 2601-001-013-00164-99 (ТУ6-14-625-80). Пластификатор С-3. Технические условия.
23. ТУ 13-0281036-029-94 (ОСТ 13-183-83).Лигносульфонаты технические. Технические условия.
24. ТУ 2453-001-00250903-03 (ТУ13-00281074-75-98, ТУ 81-05-7-74). Смола нейтрализованная воздухововлекающая.Технические условия.
25. Методические рекомендации поиспытанию дорожного бетона на коррозионную стойкость против совместногодействия хлористых солей и мороза. — М., СоюздорНИИ, 1975 г.
26. Методические рекомендации по контролюкачества поровой структуры дорожного бетона. М., СоюздорНИИ, 1978г.
Приложение 2.
Показатели качества суперпластификатора С-3. (выписка из ТУ 6-14-625)
Наименованиепоказателя | Норма |
1. Внешний вид | Жидкостькоричневого цвета. Допускается осадок. |
2. Массоваядоля активного вещества, в пересчёте на сухой продукт, %, не менее | 67 |
3. Массоваядоля воды, %, не более | 68 |
4. Массовая долязолы в пересчёте на сухой продукт, %, не более | 42 |
5. рН 2,5%-ого водного раствора | 7-9 |
Приложение 3.
Показатели качества воздухововлекающей добавки СНВ. (выписка из ТУ13-00281074-75-98)
Наименованиепоказателя | Нормадля марок | |
ЕС | ТП | |
1 .Внешний вид | Твёрдыйпродукт тёмно-коричневого цвета | |
2. Массоваядоля воды, %, не более | 16 | 18 |
3. Массоваядоля растворимых в воде веществ, %, не менее | 95 | 90 |
4.Пенообразование | Долженвыдерживать испытание | |
5. Общая щёлочностьв пересчёте на NaHo,%, не более | 10 | 10 |
Приложение 4.
Концентрация и плотность водных растворов добавок.
Концентрация, % по массе | Плотность водных растворов добавок, кг/м3 | ||
С-3 | ЛСТ | СНВ | |
2 | — | 9 | 5 |
3 | — | 1013 | 9 |
4 | — | 1017 | 1012 |
5 | 1020 | 1021 | 1015 |
7 | 1030 | 1029 | 1021 |
10 | 1045 | 1043 | 1030 |
15 | 1069 | 1068 | 1045 |
20 | 1090 | 1091 | 1060 |
25 | 1116 | 1117 | 1075 |
30 | 1148 | 1144 | 1089 |
35 | 1180 | 1173 | 1105 |
40 | 1205 | 1202 | 1120 |
Поиск по каталогу, статьям, СНиПам:
Кроме быстрого и качественного ремонта труб отопления, оказываем профессиональный монтаж систем отопления под ключ. На нашей странице по тематике отопления > https://resant.ru/otoplenie-doma.html < можно посмотреть и ознакомиться с примерами наших работ. Но более точно, по стоимости работ и оборудования лучше уточнить у инженера.
Для связи используйте контактный телефон ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ 8(495) 744-67-74, на который можно звонить круглосуточно.
Ремонт квартир, загородных домов, кровля, фундаменты, заборы, ограждения, автономная газификация, частная канализация, отделка фасадов, системы водоснабжения от колодца и скважины, профессиональные современные котельные для частных домов и предприятий. |
Системы: отопления, водоснабжения, канализации. Под ключ. |
Холдинговая компания СпецСтройАльянс |
Прокладка, ремонт и монтаж тепловых сетей, теплотрасс под ключ. Для частных домов и предприятий. |
ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ имеет год основания 1999г. Сотрудники компании имеют Московскую прописку и славянское происхождение, оплата происходит любым удобным способом, при необходимости предоставляются работы в кредит.
Наш основной информационный портал (сайт)
Строительно монтажная компания ДИЗАЙН ПРЕСТИЖРемонт труб отопления водоснабжения
г. Москва, Пятницкое шоссе, 55А
Телефон: +7 (495) 744-67-74Мы работаем ежедневно с 06:00 до 24:00Офис компании расположен рядом с районами: Митино, Тушино, Строгино, Щукино.
Ближайшее метро: Тушинская, Сходненская, Планерная, Волоколамская, Митино.
Рядом расположены шоссе: Волоколамское шоссе, Пятницкое шоссе, Ленинградское шоссе.
Сергиев Посад, Дзержинский, Мытищи, Лобня, Пущино, Фряново, Высоковск, Талдом, Воскресенск, Калининец, Павловская Слобода, Дубна, Серебряные Пруды, Пушкино, Дрезна, Верея, Дмитров, Коломна, Люберцы, Фрязино, Малаховка, Железнодорожный, Троицк, Ожерелье, Хотьково, Красково, Ногинск, Монино, Томилино, Дедовск, Кашира, Истра, Павловский Посад, Краснозаводск, Серпухов, Пересвет, Долгопрудный, Электроугли, Балашиха, Волоколамск, Подольск, Лосино-Петровский, Ступино, Звенигород, Бронницы, Раменское, Протвино, Старая Купавна, Зеленоград, Ликино-Дулево, Одинцово, Видное, Электрогорск, Куровское, Озеры, Реутов, Юбилейный, Наро-Фоминск, Клин, Климовск, Лесной городок, Щелково, Химки, Оболенск, Селятино, Королев, Апрелевка, Краснознаменск, Рошаль, Голицыно, Можайск, Сходня, Черноголовка, Луховицы, Красноармейск, Кубинка, Дорохово, Быково, Руза, Шатура, Зарайск, Орехово-Зуево, Красногорск, Электросталь, Домодедово, Софрино, Котельники, Ивантеевка, Чехов, Нахабино, Обухово, Лыткарино, Солнечногорск, Егорьевск, Лотошино, Шаховская, Тучково, Жуковский, Щербинка.